Багаж |
- личные вещи пасажиров, которые перевозятся на основании
договора воздушной перевозки между пассажиром и авиаперевозчиком. Делится
на зарегистрированный (сданный перевозчику) и незарегистрированный (ручная
кладь). |
База шасси |
- расстояние между центрами площадей контактов колёс, лыж
или поплавков главной и передней (задней) опор шасси ЛА. |
Базовый двигатель |
- первый образец семейства двигателей нового поколения,
существенно отличающийся конструкцией, параметрами и характеристиками от
предшествующих образцов. |
Балансировка |
(от фр. balancer - уравновешивать) - обеспечение равновесия
действующих на ЛА в полёте моментов сил относительно одной или нескольких
осей связанной системы координат с началом в его центре тяжести и (или)
сил, действующих вдоль тех или иных осей координат. |
Балласт |
- груз, используемый на дирижабляж и свободный аэростатах
для изменения высоты полёта и статического уравновешивания. |
Баллистика |
(нем. Ballistik, от греч. ballo - бросаю) - наука о движении
неуправляемых ракет, авиационных бомб, артиллерийских снарядов, пуль, мин
и т.п., основывающаяся на комплексе физико-математических дисциплин,
газовой динамике, термодинамике, теории взрывчатых веществ и порохов. |
Баллистическая траектория |
- траектория движения ЛА, авиационной бомбы, баллистической
ракеты или др. объекта при отсутствии тяги, управляющих сил и моментов и
аэродинамической подъёмной силы. |
Баллонет |
(фр. ballonnet, от ballon - воздушный шар) - камера, наполненная
воздухом, обеспечивает у дирижаблей и привязных аэростатов постоянство формы
корпуса (оболочки) при изменение температуры и барометрического давления, а
у свободных аэростатав с экипажем - регулирование зоны выполнения. На мягких
и полумягких дирижаблей бывает от 1 до 4. На полужёстких дирижабляхх, разделённых
поперечными диафрагмами на отсеки, имеются во всех отсеках. Располагаются в
нижней части оболочки. |
Барани кресло |
(по имени австрийского учёного Р.Барани) - устройство,
применяемое для раздражения вестибулярного аппарата во внутреннем ухе при
оториноларингической врачебно-лётной экспертизе лётчиков. Наиболее распространены
кресла в виде вращающегося сиденья с рукояткой, позволяющей поворачивать
обследуемого вокруг вертикальной оси. |
Барограмма полёта |
(от греч. baros - вес, тяжесть и gramma - запись, написание) -
графическая зависимость высоты полёта от времени. В лётных испытаниях используются
барометры-самописцы (барографы), проградуированные по высоте. |
Барокамера |
(от греч. baros - вкс, тяжесть и лат. camera - комната) -
герметичная ёмкость для искусственного изменения барометрического давления
воздуха (газа, газовой смеси). Различают барокамеры низкого и высокого давления<
Существуют также термобарокамеры, в которых можно изменять температуру, и
климатические, в которых наряду с давлением изменяются газовый состав, влажность,
скорость и направление движения воздуха, интенсивность лучистой энергии. |
Барометр |
(от греч. baros - вес, тяжесть и metreo - измеряю) - прибор для
измерения атмосферного давления. |
Барометрическая высота |
- относительная высота полёта, измеряемая от условного уровня
(уровня аэродрома или уровня моря) с помощью барометрического высотомера. |
Баротравма |
- травма, вызванная резким изменением барометрического давления
(например, при подъёме на высоту или снижении ЛА), сопровождающаяся болевыми
ощущениями. Наростание барометрического давления переносится болезненней, чем
его падение. Наиболее чевствительные к быстрым изменениям давления лёгкие,
придаточные пазухи носа и среднее ухо. |
Бафтинг |
(англ. buffeting от buffet - ударить, бить) - вынужденные
колебания всего ЛА или его частей под действием нестационарных аэродинамических
сил при срыве потока с несущей поверхности при больших углах атаки с плохо
обтекаемых частей ЛА. |
БВС |
- бортовая вычислительная система, совокупность информационно
взаимосвязанных и согласованных действующих аппаратно-программных средств
передачи, хранения и переработки информации, размещённых на борту ЛА и
предназначенных для преобразования входных данных в выходные в соотсетсвии
с заданными целями функционирования. Представляет собой, как правило,
многомашинную, многоуровневую, иерархическую, неоднородную систему, построенную
на базе унифицированных программно-управляемых селекторных и мультиплексных
каналов связи. |
Безопасная дистанция |
- минимально допустимое удаление ЛА от препятствия или другого
ЛА, исключающее вероятность столкновения. |
Безопасное превышение |
- минимальная опустимая разница между высотой полёта ЛА и
уровнем поверхности земли (воды) или высоотой выступающего препятствия,
исключающая вероятность столкновения ЛА с поверхностью или препятствием на ней. |
Безопасность полёта |
- способность авиационной транспортной системы осуществлять
воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей. |
Беспилотный ЛА |
- летательный аппарат без экипажа на его борту, предназначенный
для управляемых и неуправляемый полётов. По назначению бывают народохозяйственные,
спортивные и военные. Различают одно- и многоразовые. Управление может
осуществляться с помощью бортовых программных устройств или дистанционно. |
"Бесхвостка" |
- аэродинамическая схема, при которой у самолёта отсутсвует<
горизонтальное оперение. В качестве органов продольного управления
используют элевоны, элероны, закрылки, флаппероны, которыми в этом
случае осуществляется и поперечное (по крену) управление. |
Бимс |
(англ. beams, множественное число от beam - бревно, балка,
перекладина) - элемент усиления больших вырезов в конструкции каркаса ЛА.
Выполняется в виде балки коробчатого сечения и служит для обеспечения общей
жёсткости и прочности контура выреза благодаря образованию единой силовой
рамы вокруг него. |
Биотелеметрия |
(от греч. bios - жизнь, tele - далеко и metreo - измеряю) в
авиации - способ непрерывного оперативного медецинского контроля и прогнозирования
психофизического состояния лётчика в полёте. |
Биплан |
(от лат. bis - дважды и planum - плоскость) - аэродинамическая
схема самолёта, характеризуящаяся двумя несущими поверхностями (крыльями),
расположенными одна над другой. |
Биплан Буземана |
(по имени А.Буземана) - биплан специальной конструкции, имеющий
при малом угле атаки в сверхзвуковом потоке те же значения подъёмной силы
и волнового сопротивления, что и плоская пластина. Состоит из двух тонких
профилей, причём распределение их толщины подбирается так, чтобы в результате
вхаимодействия образующихся волн сжатия и волн разрежения поток на выходе
из образуемого профилями канала имел ту же по модулю и направлению скорость,
что и на входе. |
Блистер |
(от англ. blister - волдырь) - устанавливаемый на фюзеляже
полый обтекаемый выступ из оптически прозрачного материала для обеспечения
членам экипажа необходимого обзора. |
Боевая живучесть |
- способность ЛА после воздействия на него средств поражения
продолжать полёт с целью полного или частичного выполнения боевой задачи,
возвращения на свою территорию или спасения экипажа. |
Боевая эффективность |
- способность авиационного боевого комплекса решать поставленные
перед ним боевые задачи. Для оценки используются различные вероятностные
характеристики. |
Боевой вертолёт |
- вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных
целей с помощью различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения
военно-транспортных и многоцелевых вертолётов. |
Боевой разворот |
- фигура пилотажа: энергичный набор высоты с одновременным
разворотом ЛА на заданный угол. Выполняется классически (сначала крен
увеличивается, а затем уменьшается до нуля) или по методу косой петли
(с выводом ЛА в горизонтальный полёт в середине петли). |
Боевой самолёт |
- самолёт, предназначенный для выполнения боевых задач:
воздействия на объекты противника авиационными средствами поражения,
ведения воздушной разведки, выброски воздушных десантов и доставки
материальных средств войскам, действующим в тылу противника. |
Боекомплект |
- количество боеприпасов, приходящееся на единицу оружия
(пушку, пулемёт, гранатомёт и т.п.) или на боевой самолёт (вертолёт). |
Боеприпасы |
- составная часть вооружения ЛА, предназначенная для
уничтожения или вывода из строя воздушных, наземных, подземных или морских
целей противника разрушающим действием удара и огня. Бываают основного и
вспомогательного (специального) назначения. |
Боковая управляемость |
- способность ЛА изменять параметры бокового движения по
команде лётчика. |
Боковая устойчивость |
- способность ЛА восстанавливать без вмешательства лётчика
исходный режим бокового движения после прекращения действия возмущения.
Позволяет осуществлять быстрый переход на новый режим полёта и его выдерживание
при приемлемых для лётчика усилиях для отклонения органов управления. |
Боковое движение |
- движение ЛА, при котором плоскость его симметрии отклоняется
или (и) смещается от первоначально заданной вертикальной плоскости. При наличии
бокового движения всегда возбуждается и продольное движение (изменяется угол
атааки и скорость тангажа), в то время как продольное движение ЛА, имеющее
плоскость симметрии, может происходить без бокового. |
Болезнь движения |
(морская бользнь, воздушная болезнь, транспортная болезнь,
укачивание) - особое состояние организма, которое может возникнуть при
передвижении человека на современных видах транспорта (в т.ч. на ЛА). Возникает
в результате непривычного для человека сочетания воздействия вестибулярных
(линейных и угловых ускорений) и зрительных (оптокинетических) и др. сенсорных
раздражителей. Проявляется в явной и скрытой формах. При явной форме характерны
сенсорные нарушения (головокружения) и соматические (изменение тонуса
глазодвигательных мышц, мышц туловища и конечностей, что приводит к нарушению
равновесия). Характерные признаки: бледность кожных покровов, слюно- и
потоотделение, снижение сосудистого тонуса, тошнота, рвота. При скрытой форме
симптомы проявляются слабо. |
Болтанка |
- возмущённое движение ЛА с достаточно большой частотой (доли
Гц для тяжёлых самолётов и до 1 Гц для лёгких) под действием атмосферной
турбулентности. Вызывает перемещение центра масс ЛА в пространстве и угловые
колебания вокруг центра масс. |
Бомбардировщик |
- боевой самолёт, предназначенный для поражения авиационными
бомбами (торпедами) наземных (подземных) или надводных (подводных) целей.
Является основной ударной силой ВВС. |
Бомбометание |
- прицельное сбрасывание с ЛА авиационных бомб (торпед) для
поражения наземных (подземных) и надводных (подводных) целей. Теория бомбометания
базируется на баллистике, теории прицелов, теории проникновения боеприпасов
в сплошные среды, теории эффективности, метеорологии и др. науках. Может
производиться с горизонтального полёта, пикирования и кабрирования. |
Боросодержащее топливо |
- вещества, имеющие в своём составе бор и его соединения
(бориды лёгких металлов, гидриды бора, борогидриды лёгких металлов и ь.д.),
способные к большому тепловыделению при взаимодействии с окислителями.
Применяются в РЛ и ВРД. |
Бортовое оборудование |
- совокупность агрегатов, приборов, машин, систем, комплексов
и др. технических средств, устанавливаемых на борту ЛА для обеспечения
управляемого полёта, жизнедеятельности экипажа и пассажиров, решения
целевых задач в соответствии с назначением ЛА. |
Бортовой журнал |
1) воздушного судна - технический документ установленной
формы, предназначенный для контроля за техническим состоянием и оформления
приёма-передачи воздушного судна. Заполняется борттехником (бортинженером),
вторым пилотом или командиром экипажа.
2) штурманский - лётный документ установленной формы, предназначенный
для записи необходимых расчётных и фактических навигационных элементов
полёта, выполняемых штурманом или пилотом в процессе предполётной подготовки
и полёта. |
Бортовой накопитель |
- устройство для регистрации и накопления полётной информации
в течение всего полёта (нескольких полётов). По конструкции различают
защищённые (на случай лётных происшествий) и незащищённые (для контроля
пилотирования и работоспособности систем и оборудования после полёта), по
типу регистрации - параметрические и речевые. |
Бочка |
- фигура пилотажа, поворот ЛА вокруг продольной оси на
360° и более без изменения направления движения. По типу выполнения
может быть быстрой и медленной, по числу оборотов - одинарная, полуторная
и многократная, по наклону траектории полёта - горизонтальная, восходящая
и нисходящая. |
БРЛС |
- бортовая радиолокационная станция. Радиоэлектронная система,
устанавливаемая на ЛА различных классов и предназначенная для получения
радиолокационной информации о воздушных, космических и наземных объектах
(целях), в т.ч. в сложных метеоусловиях и при отсутствии видимости. |
Броня авиационная |
- средство защиты членов экипажа и жизненно важных узлов
боевых ЛА от поражающих средств воздушного или наземного оружия. |
Бустер |
(англ. booster, от boost - поднимать, повышать давление,
напряжение) - устаревшее название рулевого привода. |
Бустерное управление |
- условное название систем управления ЛА, в которых для
отклонения органов управления используются бустеры. Существуют обратимое,
необратимое с переходом на непосредственно ручное управление и без перехода
на ручное управление. |
БЦВМ |
- бортовая цыфровая вычислительная машина. Электронная
вычислительная машина, устанавливаемая на борту ЛА, внутренний язык,
структура, конструкция и др. основные показатели которой оптимизированы
с учётом конкретных условий её примения. По назначению БЦВМ могут быть
специализированными для решения одной задачи и универсальными. По конструкции
бывают автономными (в виде отдельного прибора) или встраевыми. |
БЧ |
- боевая часть. Составная часть неуправляемых и управляемых
ракет, предназначенная непосредственно для поражения цели действием взрыва,
удара, огня. Может нести обычный или ядерный заряд. БЧ с обычным зарядом
делятся на фугасные, осколочные, кумулятивные и зажигательные. Существуют
БЧ вспомогательного назначения: агитационные, помеховые, дымовые, имитационные,
световые и др. |