| ЛА |
- летательный аппарат. |
| Летающее крыло |
- аэродинамическая схема, при которой у самолёта отсутсвует
фюзеляж. Разновидность схемы "бесхвостки". |
| ЛИИ |
- Лётно-испытательный институт им. М.М.Громова. |
| М |
| МАИ |
- Московский авиационный институт. |
| МАП |
- Министерство авиационной промышленности. |
| МВЛ |
- местная воздушная линия. |
| МВТУ |
- Московское высшее техническое училище им. Баумана (ныне МГТУ
- Московский государственный технический университет). |
| МГА |
- Министерство гражданской авиации. |
| Н |
| НАР |
- неуправляемая авиационная ракета. |
| НИОКР |
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. |
| НЛГ |
- нормы лётной годности. |
Нормальная аэродинамическая схема |
- схема с расположением горизонтального оперения схади крылла.
Схема получила наибольшее распространение вследствие простого решения
большинства вопросов продольной устойчивости и продольной управляемости
на всех режимах полёта. |
| НПО |
- научно-производственное объединение. |
| НУРС |
- неуправляемый реактивный снаряд. |
| О |
| ОКБ |
- опытное конструкторское бюро. |
| П |
| ПВД |
- приёмник воздушного давления. |
| ПВО |
- противовоздушная оборона. |
| ПВРД |
- прямоточный воздушно-реактивный двигатель. |
| ПЛО |
- противолодочная оборона. |
| Полубочка |
- фигура пилотажа, поворот ЛА вокруг продольной оси на
180° без изменения направления движения. |
| Полутораплан |
- разновидность биплана с неравными размерами крыльев. |
| ПОС |
- противооблединительная система. |
| Посадочная дистанция |
- расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от
начала посадки (с высоты 15 м по НЛГС) до полной его остановки. |
| ПТУР |
- противотанковая управляемая ракета. |
| ПуВРД |
- пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. |
| Р |
| РДТТ |
- ракетный двигатель твёрдого топлива (твердотопливный ракетный
двигатель). |
| РЛЭ |
- Руководство по лётной эксплуатации. Основной технический
документ, определяющий правила лётной эксплуатации, методику и технику
выполнения полёта, а также особенности пилотирования ЛА. Содержит все
инструктивные и информационные материалы, позволяющие экипажу безопасно
и эффективно эксплуатировать ЛА без привлечения дополнительных документов,
относящихся к лётной эксплуатации. |
| РО |
- Регламент технического обслуживания. Основной технический
документ, который определяет периодичность и объём технического обслуживания
элементов ЛА. |
| РЭ |
- Руководство по технической эксплуатации. Единый технический
документ, включающий техническое описание ЛА, инструкцию по технической
эксплуатации, указания по транспортированию и хранению ЛА. |
| РЭБ (РЭП) |
- радиоэлектронная борьба (радиоэлектронное противодействие). |
| С |
| САУ |
- система автоматического управления. Служит для программного
измения и стабилизации параметров движения ЛА или целенаправленного управления
траекторией полёта. |
| САХ |
- средняя аэродинамическая хорда. |
| СВВП |
- самолёт вертикального взлёта и посадки. |
| СибНИА |
- Государственный союзный сибирский научно-исследовательский
институт авиации им. С.А.Чаплыгина. Специализируется в области прочности,
аэродинамики и бортового оборудования ЛА. |
| СКВП |
- самолёт короткого взлёта и посадки. |
| Т |
| ТВВД |
- турбовинтовентиляторный двигатель. |
| ТВД |
- турбовинтовой двигатель. |
| ТРД |
- турбореактивный двигатель. |
| ТРДД |
- турбореактивный двухконтурный двигатель. |
| ТРДФ |
- турбореактивный двигатель с форсажной камерой. |
| Триплан |
(от лат. trio - трижды и planum - плоскость) - аэродинамическая
схема самолёта, характеризуящаяся тремя несущими поверхностями (крыльями),
расположенными одна над другой. |
| Трубка Вентури |
(по имени Дж.Вентури) - устройство для измерения скорости
потока (расхода) жидкой или газообразной среды, представляющее собой
осесимметричную трубку с каналом переменного сечения в виде конических
конфузора и диффузора (первый короче второго). |
| Теория возмущений |
- приближённая теория какого-либо явления, построенная в
предположении малости некоторого параметра (набора параметров), характеризующего
отклонение рассматриваемого явления от известного исходного состояния. Различают
теорию ркгулярных возмущений и теорию сингулярных возмущений. |
| У |
| УВД |
- управление воздушным движением. |
| "Утка" |
- аэродинамическая схема, при которой горизонтальное оперение
находится впереди крыла и впереди центра тяжести самолёта. |
| Ф |
| ФАИ |
- Международная авиационная федерация (FAI). |
| Фенестрон |
(от лат. fenestra - окно) - балансировочное и рулевое устройство
вертолёта с одним несущим винтом. Представляет собой винт (вентилятор), установленный
в тоннеле в киле вертолёта. |
| Х |
| ХАИ |
- Харьковский авиационный институт. |
| Ц |
| ЦАГИ |
- Центральный аэрогидродинамический институт. |
| ЦИАМ |
- Центральный институт авиационного моторостроения. |