Кабина |
- помещение в ЛА для экипажа, пассажиров и груза,
оборудованное соотвественно своему назначению.
1) Кабина экипажа - помещение (отсек фюзеляжа) ЛА, предназначенное
для размещения экипажа, рычагов управления ЛА и двигателями, приборных
щитков и панелей, а также др. оборудования.
2) Кабина пассажирская - помещение в ЛА, предназначенное для безопасной
и комфортабельной перевозки пассажиров. В её состав входят один или
несколько салонов, бытовые и вспомогательные помещения.
3) Кабина грузовая - помещение в ЛА для размещения техники и грузов. |
Кабина отделяемая |
- часть фюзеляжа с гермокабиной, отделяемая при аварии
от ЛА. Является средством спасения и выживания экипажа. |
Кабрирование |
(франц. cabrage, от cabrer - поднимать на дыбы) - движение
ЛА в вертикальной плоскости вокруг поперечной (горизонтальной) оси в
сторону увеличения угла атаки (нос ЛА поднимается вверх относительно
местного горизонта). |
КАИ |
- Казанский авиационный институт им. А.Н.Туполева. Основан
в 1932 г. Готовит инженером для авиационной, машиностроительной и
приборостроительной отраслей промышленности. |
Камера сгорания |
газотурбинного двигателя - устройство, в котором в
результате сгорания топлива повышается температура поступающего в него
воздуха (газа). Основная камера сгорания распологается перед турбиной. |
КАПО |
- Казанское авиационное производственное объединение
им. С.П.Горбунова. Основано в 1932 г. |
Капот двигателя |
- часть гондолы двигателя, непосредственно к нему примыкающая.
Состоит из быстросъёмных элементов (крышек, панелей), необходимых для
выполнения осмотров, регламентных и ремонтных работ. |
Капотирование самолёта |
- опрокидывание самолёта на нос или на спину через нос.
Может возникнуть при резком торможении или наезде передних колёс самолёта
на препятствие. |
Каркас |
(от франц. carcasse - скелет) летательного аппарата -
система взаимосвязанных продольных и поперечных силовых балочно-стержневых
элементов, обеспечивающих прочность, жёсткость, выносливость, живучесть
и геометрическую форму ЛА. Состоит из силового набора и связывающих его
элементов. |
Карты авиационные |
- огеографические карты, предназначенные для обеспечения
лётного состава навигационными данными, необходимыми при подготовке к
полёту и в полёте. Бывают полётные, бортовые и специальные. |
Карты погоды |
- географические карты, на которых условными обозначениями
наносятся данные о состоянии атмосферы Земли в определённый момент времени.
Бывают фактические и прогнотические, приземные и высотные, а также карты
особых погодных явлений. |
Катапульта взлётная |
(лат. catapulta, от греч. katapeltes, от kata - сверху
вниз, вниз на, против и pallo - бросаю, швыряю) - устройство для старта
ЛА путём их принудительного разгона на коротком участке пути. Используется
на авианесущих кораблях. Бывают пороховые, гидравлические, пневматические,
роторные и паровые. |
Катапультирование |
- процесс выбрасывания, принудительного направленного
отделения от ЛА (обычно выстреливания) катапультного кресла или кабины
отделяемой с целью аварийного покидания ЛА членами его экипажа. |
Катапультное кресло |
- кресло, предназначеное для покидания ЛА по команде
находящегося в нём члена экипажа, по приказу командира (на многоместных
самолётах) или по сигналу специального бортового устройства. Служит
местом размещения и крепления члена экипажа в обычном полёте и средством
спасения в аварийной ситуации. |
Катастрофа |
(от греч. katastrophe - переворот, уничтожение, гибель)
- авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести
кого-либо лица из числа находившихся на борту ВС. |
Катастрофическая ситуация |
- особая ситуация в полёте, при которой предотвращение
гибели людей и (или) потери воздушного судна практически не возможно. |
Катенария |
(лат. catenarius - цепной, от catena - цепь) - конструкция
подвески, применяемая на воздухоплавательных ЛА для равномерной передачи
сосредоточенных усилий на оболочку. Состоит из катенарного пояса, закреплённого
на оболочке, и элементов, соединяющих узлы катенарного пояса с агрегатами ЛА. |
КДП |
- командно-диспетчерский пункт. Сооружение на территории
аэропорта или аэродрома, из которого осуществляются централизованныое
управление воздушным движением в районе аэродрома (при подходе), в зоне
взлёта и посадки и контроль за воздушным движением в пределах установленных
границ в районе диспетчерской службы и в зоне местных воздушных линий. |
Керамические материалы |
- неметаллические материалы из тугоплавких неорганических
соединений, получаемые спеканием, плазмохимическим и другими методами.
Обладают высокой температуроустойчивостью, жаропрочностью, твёрдостью,
электроизоляционными свойствами. |
Керосин |
(англ. kerosene, от греч. keros - воск) - фракция нефти,
выкипающая в диапазоне температур 200-300°C. Получают перегонкой нефти
или крекингом тяжёлых нефтепродуктов. |
Кессон |
(от франц. caisson - ящик) - тонкостенная конструкция
балочного типа с замкнутым одно- или многосвязным контуром поперечного
сечения. Наиболее распространённый тип авиационных конструкций. |
Кили-шайбы |
- неподвижные поверхности многокилевого вертикального
оперения, устанавливаемые на концах стабилизатора и служащие для
обеспечения путевой устойчивости ЛА. |
Киль |
(гол. kiel, англ. keel) - аэродинамическая поверхность
ЛА, являющаяся основной частью вертикального оперения и предназначенная
для обеспечения путевых устойчивости и, в некоторых случаях, управляемости ЛА. |
Кинетика физико-химическая |
(от греч. kinetikos - приводящий в движение) - теория
неравновесных макроскопических процессов в различных средах. Подразделяется
на статистическую и феноменологическую. |
Кинетическая теория газов |
- раздел физики, изучающий явления в газах статистическими
методами, рассматривающий газ как совокупность молекул, заданным образом
взаимодействующих между собой, с внешними полями и ограничивающими
поверхностями. |
Кислородная маска |
- часть высотного снаряжения, предназначенная для подачи
в органы дыхания кислородно-воздушной смеси или чистого кислорода под
давлением, равным или превышающем внешнее давление. Существуют маски
открытого, полузакрытого, закрытого типа и маски с избыточным давлением. |
Кислородное оборудование |
- комплекс средств для защиты экипажа, пассажиров и др.
лиц, участвующих в полёте, от кислородной недостаточности, связанной с
пониженным парциальным давлением кислорода во вдыхаемом воздухе при
низком давлении в кабине, а также от воздействия продуктов сгорания в
случае пожара. Бывает стационарное, переносное и спасательное. |
Класс пассажирского салона |
В зависимости от уровня комфорта и обслуживания пассажиров,
оформления интеръеров, класса пассажирских кресел и шага их установки
различают салоны первого, туристского, эконом. классов и бизнес-класса. |
Классификация массы ЛА |
- объединение масс элементов ЛА в группы и подгруппы по
какому-либо устойчивому признаку с целью сравнения весовых характеристик ЛА. |
Климатические испытания |
авиационного оборудования - испытания для проверки
работоспособности оборудования или состояния его элементов в процессе
и (или) после воздействия на них климатических факторов (изменения
температуры, давления, влажности воздуха и т.п.). Проводятся обычно в
камерах с применением ускоренных методов, моделирующих в лабораторных
условиях длительные процессы воздействия соответствующих факторов в
натурных условиях. |
Коандэ закрылок |
- закрылок, сохраняющий постоянную кривизну верхней
поверхности при его отклонении и обдуваемый струёй сжатого воздуха или
реактивной струёй ВРД. Предназначен для увеличения подъёмной силы крыла
за счёт отклонения струи вследствие эффекта Коандэ и эффекта суперциркуляции. |
Кок |
- вспомогательная конструкция ЛА обычно в виде конусообразного
обтекателя. Устанавливается на законцовках хвостовой части фюзеляжа,
мотогондолы или на передней части оси воздушного винта для уменьшения
аэродинамического сопротивления. |
Колеоптер |
(от греч. koleos - ножны и pteron - крыло) - то же что
кольцеплан. |
Колёса шасси |
- служат для перемещения и руления при взлёте и посадке
ЛА. Бывают тормозные и нетормозные. |
Колея шасси |
- расстояние между центрами контактов колёс, лыж или
поплавков основной опоры шасси с поверхностью земли, палубы корабля
или воды при стоянке ЛА. |
Количества движения уравнения |
в аэро- и гидродинамике - фундаментальная система уравнений,
выражающая в интегральной или дифференциальной форме закон сохранения
импульсов. |
Коллапс |
(от лат. collapsus - ослабевший, уставший) - острая
сосудистая недостаточность, развивающаяся в результате падения сосудистого
тонуса и уменьшения объёма циркулирующей крови. В авиационной практике
может наступить вследствие острого недостатка кислорода, больших перегрузок,
резких изменений позы, чрезмерного физического напряжения, травм. |
"Колокол" |
- фигура пилотажа, выполняемая в вертикальной плоскости:
в начале траектория полёта ЛА искривляется вверх с последующим крутым
набором высоты до полной потери скорости; фигура заканчивается падением
ЛА с поворотом корпуса в ту или другую сторону и с переходом в крутое
пикирование. |
Колонка штурвальная |
- один из рычагов управления для отклонения рулей высоты
и элеронов. Устанавливается на тяжёлый самолётах (обычно две). |
Кольцеплан |
- летательный аппарат с крылом, имеющим при виде спереди
правильную кольцевую форму. |
Комбинированный двигатель |
- двигатель авиационный, в котором сочетаются элементы
двигателей различных схем с целью улучшения его характеристик в широком
диапазоне условий полёта и режимов работы. |
Коммерческая нагрузка |
(платная нагрузка) - пассажиры, багаж, почта, грузы. Термин
применим для гражданской авиации. |
Коммерческие права |
- права, предоставляемые авиатранспортным предприятиям
(как правило на основе соглашений о воздушном сообщении между государствами)
осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты. |
Коммерческие соглашения |
- договоры между транспортными авиапредприятиями различных
стран, заключаемые на основании соглашений о воздушном сообщении между
этими странами. Регулируют взаимоотношения авиапредприятий по техническим
и коммерческим вопросам организации и обеспечения полётов воздушных судов
и перевозок пассажиров, грузов и почты. |
Коммерческий акт |
- документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут
служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажиров,
отправителей и получателей грузов. Составляется в аэропорту назначения при
выдаче багажа или груза. При обнружении неисправностей также может быть
составлен в аэропорту отправления или в промежуточном аэропорту. Служит
основанием для розыска багажа и груза или их владельцев, расследования
причин и выявления виновников утраты или порчи. |
Компас |
- навигационный прибор для измерения курса ЛА. В авиации
используют астрокомпасы, гирокомпасы, магнитные компасы, радиокомпасы. |
Компенсатор взмаха |
- то же что регулятор взмаха. |
Компенсация |
органов управления - совокупность средств для уменьшения
шарнирных моментов. |
Композиционные материалы |
- материалы, состоящие из основы (матрицы) и наполнителя
(введённых в неё компонентов с заданными свойствами) с сохранившимися
границами раздела между ними. Бывают волокнистые, дисперсноупроченные,
слоистые и гибридные. |
Компоновка ЛА |
- взаимное пространственное расположение частей ЛА и его
различных устройств; процесс поиска рационального расположения частей ЛА,
помещений (отсеков), агрегатов. Различают внешнюю (аэродинамическую) и
внутреннюю компоновку. |