Давление гидродинамическое |
- скалярная величина, определяющая поверхностные силы в
идеальной жидкости (газе) и равная нормальному напряжению, приложенному
к произвольно ориентированной площадке и взятому с обратным знаком. |
Давление звука |
- постоянное давление, испытываемое телом, находящимся в
стационарном звуковом поле. |
Давление на грунт |
- отношение нагрузки (веса ЛА) к площади опорной поверхности
шасси. При этом динамическое давление на грунт (при посадке) может превышать
статическое более чем в 3 раза. |
Дальность полёта |
- расстояние, измеренное по земной поверхности, которое ЛА
пролетает от взлёта до посадки при израсходовании определённого запаса топлива. |
"Дача" руля |
- резкое (ступенчатое) отклонение одного из органов управления
на некоторый постоянный угол с сохранением его в течение 5-10 с при неизменном
положении остальных органов управления. |
Двигатель авиационный |
- тепловой двигатель для приведения в движение ЛА (самолётов,
вертолётов, дирижаблей и пр.). |
Двигатель внутреннего сгорания |
- тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание
топлива и преобразование части выделяющейся теплоты в механическую работу.
К ДВС относятся поршневые, газотурбинные, прямоточные, ракетные и различные
комбинированные двигатели. |
Двигатель изменяемого рабочего процесса |
- авиационный газотурбинный двигатель, в котором путём
широкого регулирования элементов проточного тракта, а также изменением
дополнительных узлов, отключаемых и переключаемых в процессе работы,
осуществляется адаптация режима работы двигателя к условиям полёта. |
Двигатель критический |
- один из двигателей многодвигательного самолёта, отказ
которого вызывает наиболее неблагоприятные изменения в поведении самолёта
или в условиях его пилотирования. |
Движитель |
- устройство, с помощью которого авиационные двигатели
создают тягу, необходимую для движения ЛА. Все авиационные движители работают
по воздушно-реактивному принципу, т.е. создают тягу путём отбрасывания
воздуха со скоростью, которая больше скорости набегающего потока. |
Двухбалочный самолёт |
- самолёт, хвостовое оперение которого (преимущественно
двухкилевое) вынесено на балках, закреплённых на крыле. |
Девиация |
(позднелат. deviatio, от лат. devio - уклоняюсь с дороги)
- 1) авиационной конструкции - в расчётах на прочность при моделировании
авиационной конструкции, например крыла балкой девиацией называется угол
поворота поперечного сечения балки при её изгибе.
2) магнитная - разность между истинным магнитным курсом ЛА и магнитным
курсом, измеренным бортовым устройством. Обусловлена собственным магнитным
полем ЛА. |
Деградация стабилизатора |
- устаревшее название угла установки стабилизатора относительно
плоскости хорд крыла. |
Декомпрессия |
(от лат. de - приставка, означающая удаление, движение вниз
и cjmpressio - сжатие, сдавливание) - уменьшение давления окружающей среды
(при подъёме на высоту, всплытия с глубин, разгерметизации кабины ЛА).
Характеризуется разностью между начальным и конечным давлением, продолжительностью,
скоростью изменения давления и кратностью (отношением начального давления
к конечному). |
Дельтаплан |
- планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим
в плане вид буквы дельта. |
Демпфер |
(нем. Dampfer - глушитель, от dampfen - заглушать) - автоматическое
устройство для демпфирования короткопериодических колебаний ЛА путём соответствующего
отклонения органов управления. |
Демпфирование |
- уменьшение амплитуды колебаний ЛА. Различают демпфирование,
обеспечиваемое только аэродинамическими силами и моментами при неподвижных
органах управления, и искусственное демпфирование, обеспечиваемое соответствующими
отклонениями органов управления. |
Держатели бомбардировочного вооружения |
- комплекс устройств и агрегатов, установленных на ЛА и
предназначенных для загрузки, удержания при транспортировке, подготовки к
отделению и отделения подвешиваемых изделий в соотвествии с их назначением.
Классифицируются по месту расположения на ЛА, по конструктивной схеме,
количеству подвешиваемых изделий и грузоподъёмности. |
Десантно-транспорное оборудование |
- оборудование ЛА, предназначенное для загрузки, размещения
и закреппления перевозимых грузов и личного состава, а также для их выгрузки
или сбрасывания на парашютах. |
Десатуризация |
(от лат. de - приставка, означающая удаление, и saturatio -
насыщение) - вдыхание чистого кислорода перед подъёмом человека на высоту с
целью выведения из организма азота, который при резком снижении атмосферного
давления может вызвать развитие высотной декомпрессионной болезни. |
Десинхроноз |
(от лат. de - приставка, означающая удаление, и греч.
sinchronos - одновременный) - изменение различных физиологических и психических
функций организма в результате нарушений суточных ритмов его функциональных
систем. Возникает при дальних перелётах в широтном направлении. Признаки:
плохой сон, ухудшение аппетита, раздражительность, снижение работоспособности,
апатия, вялость. |
Дестабилизатор |
- горизонтальное оперение, устанавливаемое перед крылом и
предназначаемое для обеспечения или улучшения продольной управляемости ЛА.
В отличие от стабилизатора уменьшает запас продольной статической устойчивости.
Может быть фиксированным или управляемым. |
Дефектоскопия |
(от лат. defectus - изъян и греч. skopeo - смотрю) - комплекс
физических методов, позволяющих осуществить контроль качества материалов,
полуфабрикатов, деталей и узлов авиационных конструкций без их разрушения.
Существуют методы дефектоскопии: оптические, радиационные, радиоволновые,
тепловые, магнитные, акустические, вихретоковые, электрические, капиллярные,
течеискания. |
Децибеллов шкала |
- логарифмическая шкала, используемая в акустике для измерений
звуковых давлений и интенсивностей звука, которые в авиационной акустике
меняются в широких пределах (~106 раз). |
Дивергенция |
- потеря статической устойчивости ЛА в целом или какой-либо
его части (крыла, рулей, лопасти винта вертолёта и т.п.), характеризуемая
состоянием нейтрального равновесия частей ЛА под действием стационарных
аэродинамических и упругих сил. |
Динамика полёта |
- раздел аэромеханики, изучающий динамические свойства и
движение ЛА различного назначения. В динамике полёта исследуется движение
ЛА как в целом по траектории, так и движение относительно его центра масс
в установившемся и переходном режимах, а так же при наличии различного
рода возмущений, устойчивость ЛА на различных режимах полёта и его управляемость. |
Динамическая высота |
- высота полёта, превышающая статический потолок ЛА.
Достигается в динамическом режиме полёта, при котором часть кинетической
энергии ЛА переходит в потенциальную. |
Динамическая жёсткость |
- отношение комплексных амплитуд силы или момента соответствующего
смещения (линейного или углового), являющееся функцией частоты колебаний. |
Динамический потолок |
1) самолёта - наибольшая высота, достигаемая самолётом
в неустановившемся полёте; 2) вертолёта - наибольшая высота, достигаемая
вертолётом в полёте с поступательной скоростью. |
Динамически-подобная модель |
- модель ЛА, созданная в соотвествии с законом динамического
подобия и используемая при исследованиях флаттера и др. явлений аэроупругости
в аэродинамических трубах. |
Директорное управление |
- способ управления, при котором для стабилизации движения
самолёта на заданной траектории лётчик выполняет индицируемые ему директорным
прибором команды о необходимости воздействия на органы управления. Существенно
упрощает процесс управления по приборам и применяется главным образом при
взлёте, заходе на посадку и уходе на второй круг. |
Дирижабль |
(от франц. dirigeable - управляемый) - управляемый аэростат.
Имеет удлинённый обтекаемый корпус, наполненный подъёмным газом, создающим
аэростатическую подъёмную силу. Поступательная скорость сообщается воздушными
винтами, приводимые во вращение двигателями. По типу конструкции оболочки
бывают жёсткие, полужёсткие, мягкие и полумягкие. |
Дископлан |
- летательный аппарат, имеющий крыло круглой формы в плане. |
Дисперсноупроченные материалы |
- металлические материалы (главным образом сплавы), упроченные
дисперсными частицами тугоплавких соединений (оксидов, карбидов, нитридов),
не растворяющихся и не коагулирующих в металлической матрице при высоких
рабочих температурах. |
Диспетчерское обслуживание |
- один из видов обслуживания воздушного движения, предусматривающий
постоянный контроль и регулирование полётов в целях поддержания установленного
порядка движения ЛА на аэродроме и в контролируемом воздушном пространстве.
Осуществляется путём передачи командирам ЛА диспетческих разрешений (по их
запросам) и указаний, касающихся выполняемых ими полётов. |
ДИСС |
- доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса.
Радиотехническая система для определения путевой скорости и угла сноса или
составляющих вектора скорости ЛА путём измерения доплеровских сдвигов частот
излучённых с ЛА и отражённых от земной поверхности и принятых антенной ДИСС
сигналов. Применяется автономно или в составе пилотажно-навигационных
комплексов. |
Дифракция ударной волны |
(от лат. difractus - разломанный, переломленный) - процесс
нестационарного взаимодействия падающей на тело ударной волны с отражённой
волной и возмущениями от обтекаемого тела. |
Дифференциальный стабилизатор |
- цельноповоротный стабилизатор сверхзвуковых самолётов,
консоли которого для управления по крену отклоняются от балансировочного
положения в противоположные стороны. |
Диффузор |
(от лат. diffundo - разливаю, рассеиваю) - профилированный
канал, предназначенный для торможения потока жидкости или газа. В противоположность
соплу в диффузоре происходит преобразование кинетической энергии в давление.
Применяется в компрессорах, воздухозаборниках ВРД, карбюраторах, является
неотделимой частью аэродинамической трубы. |
Дозвуковая скорость |
1) скорость газа, меньшая местной скорости звука.
2) скорость ЛА, меньшая скорости звука в невозмущённом потоке. |
Дозвуковое течение |
- течение газа с дозвуковыми скоростями (M<1). Характерное
свойство - возможность распространения возникающих в потоке возмущений во
всех направлениях поля течения. |
Дозвуковой самолёт |
- самолёт, скорость которого в заданных условиях эксплуатации
не превышает скорости звука. |
Документация на воздушном судне |
- судовые и бортовые документы, находящиеся на борту
воздушного судна, допущенного к эксплуатации. К ней относятся свидетельство
о регистрации воздушного судна, удостоверение о годности к полётам,
бортовые журналы, Руководство по лётной эксплуатации, разрешение на
бортовые радиостанции, задание на полёт свидетельства на каждого члена
экипажа, список пассажиров, манифест и подробные декларации на груз. |
Документация эксплуатационная |
- техническая документация, регламентирующая лётную
и техническую эксплуатацию определённого ЛА. К ней относятся Руководство
по лётной эксплуатации, Руководство по технической эксплуатации,
Регламент технического обслуживания, инстукция по загрузке и центровке,
альбом электрических схем, нормы расхода запасных частей и материалов
и др. |
Донное сопротивление |
- часть профильного сопротивления, вызванная наличием
области срыва потока за донным срезом (притуплённой задней кромкой)
тела, обтекаемого потоком жидкости или газа. |
Допускаемые напряжения |
- предельные напряжения в расчётных случаях нагружения,
обеспечивающие надёжную эксплуатацию ЛА. |
Досмотр |
- проверка ручной клади, багажа и пассажиров (личный
досмотр) гражданских воздушных судов для предотвращения незаконного провоза
взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ,
оружия, боеприпасов и других опасных грузов и предметов. |
ДПЛА |
- дистанционно-пилотируемый летательный аппарат - ЛА, пилотируемый
человеком (пилотом, оператором), находящемся на пункте управления, располагающемся
на земле, на воздушном или космическом ЛА. Применяется также термин "телепилотируемый
ЛА" (ТПЛА). |
Дрейфующий аэростат |
- автоматический аэростат, предназначенный для длительных
многосуточных полётов (дрейфов) с целью исследования на высоте до 40 км
состава и движения атмосферы, УФ, ИК и рентгеновского излучений, а также для
подтверждения данных, полученных со спутников, проведения разведок, ретрансляции
и т.п. |
Дренаж и наддув |
топливных баков ЛА - поддержание в топливных баках заданного
избыточного давления. СЧистема дренажа и наддува - часть топливной системы,
включающая устройства и трубопроводы, обеспечивающие сообщение внутренних
полостей топливных баков ЛА с атмсферой или источником сжатого газа. Системы
бывают открытые, закрытые и комбинированные. |
Дублирование |
(от фр. doubler - удваивать) в системе управления - вид
резервирования, имеющиего минимальную избыточность. |