Во второй половине 50-х годов в мире начали появляться вертолёты второго поколения, особенность которых была замена поршневых двигателей газотурбинными. Первым советским вертолётом второго поколения стал тяжёлый Ми-6. Главный конструктор ОКБ-329 М.Л.Миль выступил с предложением создать вертолёты среднего и лёгкого классов для замены поршневых Ми-4 и Ми-1. Его инициативу поддержало Министерство гражданской авиации СССР. По его настоянию 20 февраля 1958 года СМ СССР принял постановление о разработке вертолёта В-8. Через год проект В-8 поддержало командование ВВС. Ведущим конструктором по В-8 был назначен Г.В.Ремезов (позже его сменил В.А.Никифоров). Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов. В 1959 году был утверждён эскизный проект и натурный макет вертолёта, после чего началось рабочее проектирование. Вертолёт разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т. В конструкции вертолёта был применён ряд оригинальных технических решений: крупногабаритные дюралюминиевые штамповки, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования работы двигателей. По сравнению с Ми-4 новый вертолёт обладл более высокими лётными характеристиками и вдвое большей грузоподъёмностью. Первоначально предполагалось установить на В-8 вертолётный вариант ТВД АИ-24 с сохранением трансмиссии Ми-4. Но характеристики двигателя, особенно расход топлива, оставляли желать лучшего. Тогда Миль предложил делать вертолёт двухдвигательным. Постановлением СМ СССР ряд моторостроительных КБ была поручена разработка вертолётного двигателя мощностью 1250 л.с. Победителем в конкурсе стало ОКБ-117 С.П.Изотова. Увеличение мощности силовой установки позволило повысить пассажировместимость и грузоподъёмность. После постройки и утверждения макета двухдвигательного вертолёта вышло Постановление СМ СССР от 30 мая 1960 года о постройке параллельно с однодвигательным В-8 и двухдвигательного В-8А. Строительство партии из 5 прототипов началось на заводе №23 в Филях (окончательная сборка осуществлялась на заводе №329). Первый прототип В-8 с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года (лётчик-испытатель Б.В.Земсков). 9 июля он был впервые показан на воздушном параде в Тушино, после чего экспонировался на ВДНХ. В декабре 1961 года начались совместные государственные испытания. Собранный в ноябре второй прототип использовался для ресурсных испытаний. 2 августа 1962 года лётчик-испытатель Н.В.Лёшин оторвал от земли прототип В-8А с двумя ТВД ТВ2-117 и пятилопастным винтом, а 17 сентября состоялся его первый свободный полёт. Спустя несколько дней он вместе с В-2 демонстрировался на Центральном аэродроме руководителям провительст социалистических стран. В марте 1963 года В-8А поступил на совместные государственные испытания, которые проводились в ЛИИ и ГНИКИ ВВС. Летом к нему добавился третий прототип В-8АТ. В ноябре 1964 года государственная комиссия рекомендовала вертолёт к производству и принятию на вооружение. Серийное производство началось в марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани. Уже в конце года из сборочного цеха вышли первые серийные образцы. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4. В 1970 году к его производству приступил и Улан-Удинский завод. В 1968 году Ми-8Т принят на вооружение ВВС. Вертолёт Ми-8Т одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Фюзеляж имеет каркасную конструкцию. На хвостовой балке установлен неуправляемый стабилизатор. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся, фиксируемой в полёте передней стойкой. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ2-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-8А. Запас топлива расположен в 3 топливных баках. Предусмотрена возможность установки в салоне 1-2 дополнительных топливных баков по 915 л. В грузовом салоне вдоль бортов установлены полужёсткие откидные сиденья на 24 пассажира. Доступ в салон осуществляется через боковую сдвижную дверь размером 0,62x1,4 м. На полу расположены швартовочные узлы и ролики полиспаста, в передней части - электролебёдка. Для погрузки крупногабаритных грухов и техники в задней части имеется грузовой люк с двумя створками. Над входной дверью установлена стрела электролебёдки. Имеется система внешней подвески грузов. Управление дублированное, с жёсткой и тросовой проводкой, с гидроусилителями. На военных вариантах может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт в носовой подвижной установке. На сдвоенных (у более поздних модификаций - строенных) боковых держателях могут устанавливаться блоки НАР и пулемётные контейнеры, подвешиваться бомбы калибром 50-500 кг. Сверху держателей на направляющих рельсах могут размещаться до 6 ПТУР. В боковых проёмах десантного отделения могут устанавливаться пулемёты и гранатомёты. В 1965 году Ми-8Т начал поступать в части ВВС и РВСН. Затем его получили ВМФ, МВД, Погранвойска, различные правительственные службы. Начиная со второй половины 60-х годов в СССР не было ни одного крупного военного мероприятия (учения, ликвидация последствий стихийных бедствий, военные конфликты) без участия Ми-8Т. Вертолёт широко применялся во время войны в Афганистане. Поступал он и в подразделения Аэрофлота. В ходе эксплуатации и производства постоянно модернизировался. В 1964-1967 годах на Ми-8 установлено 7 международных рекордов, из них 5 - женских (экипажами Н.А.Копец и Л.Г.Исаевой). В 1968 году за создание Ми-8 группа работников МВЗ удостоена Государственной премии СССР. В 1962-1996 годах на заводе в Казани изготовлено около 4500 вертолётов Ми-8 (модификаций с ТВ2-117), в Улан-Удэ - 3700. Это самый массовый вертолёт в мире (вместе с Ми-8МТ и Ми-17 изготовлено более 11000). Половина выпущенных вертолётов и сейчас находится в эксплуатации. Из них около 2800 поставлено на экспорт более, чем в 40 стран мира. Среди них: Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Канада, Китай, КНДР, Куба, НДРЙ, Нидерланды, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния, Сирия, Судан, США, Финляндия, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Япония. Фотографии Ми-8 можно посмотреть здесь. Модификации вертолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|