Ми-8АМТШ

Разработка проекта модернизированного вертолёта Ми-8М с увеличенной мощностью силовой установки и грузоподъёмностью началась в бригаде перспективного проектирования ОКБ-329 в 1964 году. Конструкторы предполагали увеличить вместимость до 40 пассажирских мест за счёт удлиннения фюзеляжа. Повышение мощности силовой установки позволяла не только увеличить полезную нагрузку, но и улучшить высотные характеристики, по которым Ми-8 уступал не только зарубежным аналогам, но и своему предшественнику Ми-4. В ноябре 1967 года высшло Постановление СМ СССР о разработке модернизированного вертолёта. К концу года в сборочном цехе МВЗ был готов предварительный макет. На Ми-8М предполагалось использовать новые двигатели ТВ3-117, разработаннные для вертолётов Ми-14 и Ми-24. При этом появлялась возможность унификации динамической системы (силовой установки, трансмиссии и винтов) для всех трёх вертолётов. В 1971 году был утверждён эскиизный проект и по рекомендации ЦАГИ было решено проводить модернизацию в два этапа: сначала увеличить мощность силовой установки с минимальными изменениями конструкции, а затем удленнить фюзеляж.

Из-за загрузки ОКБ работами по доводке В-12, Ми-14 и Ми-24 работы по модернизации Ми-8 проходили медленно. Но в начале 70-х годов начался массовый вывод их эксплуатации вертолётов Ми-4. В высокогорных районах и странах с жарким климатом Ми-8 с ТВ2-117 их заменить не могли. Поэтому пришлось ускорить работы по модернизированному варианту. К лету 1975 года на Казанском вертолётном заводе был построен первый прототип Ми-8МТ. 18 августа он впервые поднялся в воздух. Лётные испытания показали значительное улучшение лётно-технических характеристик, особенно потолка и скороподъёмности. В 1977 году Ми-8МТ был запущен в серийное производство на Казанском вертолётном заводе. В 1981 году он был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже. Из рекламно-комерческих соображений ему присвоили индекс Ми-17, под которым он и стал известен в мире.

Вертолёт Ми-8МТ выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и рёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней стойкой. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. От Ми-8Т вертолёт отличается более мощными двигателями ТВ3-117МТ (на Ми-8МТВ - ТВ3-117ВМ), главным редуктором ВР-14, пылезащитными устройствами, вспомогательной силовой установкой АИ-9В. Для увеличения эффективности рулевого винта он перенесён на левую сторону. На военных вертолётах устанавливается станция ИК-помех "Липа", экранно-выхлопное устройство для подавления ИК-излучения двигателей, контейнеры с ЛЦ, навесная броня на кабине экипажа. Количество внешних узлов подвески вооружения увеличено до 6.

На военных вариантах может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт в носовой подвижной установке. На строенных боковых держателях могут устанавливаться блоки НАР и пулемётные контейнеры, подвешиваться бомбы калибром 50-250 кг. Сверху держателей на направляющих рельсах могут размещаться до 6 ПТУР. В боковых проёмах десантного отделения могут устанавливаться пулемёты и гранатомёты.

В 1977-1997 годах изготовлено более 2800 вертолётов Ми-8МТ и его модификаций. Поставлялся на экспорт во многие страны мира. Военные модификации широко применялись во время боевых действий в Афганистане, участвовали во многих военных конфликтах.

Фотографии Ми-8МТ можно посмотреть здесь.

Модификации вертолёта:

  • Ми-8АМТ - вариант Ми-8МТВ-1 производства Улан-Удинского завода. Отличается составом оборудования. С 1991 года изготовлено более 100 вертолётов.
  • Ми-8АМТШ - десантно-штурмовой. Вооружён комплексом сверхзвуковых ПТУР "Штурм". Разработан в 1996 году.
  • Ми-8АМТШ-В
  • Ми-8АМТШ-ВА - арктический.
  • Ми-8МА - спасательный арктический.
  • Ми-8МА (второй с таким названием) - вертолёт охраны границы и морской экономической зоны. Разработан в 1990 году.
  • Ми-8МА - медицинский (операционная).
  • Ми-8МН, Ми-8МТТ - вертолёты для поиска спускаемых космических аппаратов.
  • Ми-8МТ - транспортный.
  • Ми-8МТ - летающий кран. Отличается кабиной оператора крана на месте грузовых створок.
  • Ми-8МТ метео - летающая метеостанция. В 1990 году переоборудовано 12 Ми-8МТ.
  • Ми-8МТА - вертолёт ближней тактической разведки.
  • Ми-8МТБ - воздушный госпиталь. Разработан в 1978 году.
  • Ми-8МТВ (Ми-8МТВ-1) - вооружённый военно-транспортный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМ. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработан в 1985-1987 годах. Выпускается в Казани с 1988 года.
  • Ми-8МТВ-2 - модернизированный. Отличается усиленным бронированием, новым рулевым винтом, повышенной жёсткостью проводки управления, системой беспарашютного десантирования, бортовой стрелой большей грузоподъёмности, составом оборудования. Количество десантников увеличено до 30.
  • Ми-8МТВ-3 - доработанный. Расширена номенклатура вооружения, число узлов подвески сокращено до 4.
  • Ми-8МТВ-3Г - воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3.
  • Ми-8МТВ-5 - модернизированный. Отличается лопастями винтов из композиционных материалов, втулками с шарнирами из элестомеров, системой аварийного приводнения, новой топливной системой, двухкамерными бустерами, внешней подвеской грузоподъёмностю 5 т. Разработан в 1997 году.
  • Ми-8МТБМ - медицинский.
  • Ми-8МТБМПС - медицинский поисково-спасательный.
  • Ми-8МТД - спасательный. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
  • Ми-8МТМ - воздушный госпиталь.
  • Ми-8МТН - вертолёт оказания медицинской помощи космонавтам. Разработан в 1979 году.
  • Ми-8МТО - ночной.
  • Ми-8МТП, Ми-8МТПБ, Ми-8МТПИ, Ми-8МТПШ, Ми-8МТД, Ми-8МТР1, Ми-8МТР2, Ми-8МТС, Ми-8МТУ, Ми-8МТШ1, Ми-8МТШ2, Ми-8МТШ3, Ми-8МТЯ, Ми-8МТ-1С - постановщики помех.
  • Ми-8МТС, Ми-8МТТ - вертолёты радиационной разведки. Разработаны в 1986 году.
  • Ми-8МТСх - сельскохозяйственный.
  • Ми-8МТФ - аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.
  • Ми-8МТФ (второй с таким названием) - постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году.
  • Ми-8РФ - радиометрический. Разработан в 1989 году.
  • Ми-8С-1, Ми-8С-2, Ми-8МД, Ми-8МС, Ми-8МСО, Ми-8МСД, Ми-8МО, Ми-8ТП - "салоны".
  • Ми-13 (Ми-8МТИ) - постановщик помех.
  • Ми-17-1В - экспортный вариант Ми-8МТВ-1.
  • Ми-17-1ВА - летающий госпиталь.
  • Ми-17Г, Ми-17-1ВА - экспортные воздушные госпитали.
  • Ми-17КФ - экспортный модернизированный. Разработан совместно с канадскими фирмами.
  • Ми-17М - модернизированный. Отличается грузовым люком с опускающимся трапом, увеличенной боковой дверью, люком в полу грузовой кабины, внешней подвеской грузоподъёмностю 5 т, составом оборудования. Разработан в 1992 году.
  • Ми-17МД - экспортный вариант Ми-8МТВ-5.
  • Ми-17П - пассажирский.
  • Ми-17ПИ, Ми-17ПП, Ми-17ПГ - постановщики помех экспортные.
  • Ми-17Z-2 - постановщик помех. Разработан в Чехословакии.
  • Ми-18 - военно-транспортный вертолёт с удлинённым на 1 м фюзеляжем. В 1980 году переоборудовано 2 вертолёта Ми-8МТ.
  • Ми-19 - воздушный командный пункт. Внешне отличается дополнительными антеннами на хвостовой балке.
  • Ми-171 - экспортный вариант Ми-8АМТ. Выпускается в Улан-Удэ. Поставляется в Иран.
  • Ми-171А1 - транспортный. Сертифицирован в 2005 году.
  • Ми-171А2 - модернизированный. Отличается двигателями ВК-2500ПС-03, несущим винтом с композитными лопастями, Х=образным рулевым винтом, пилотажно-навигационным комплексом КБО-17. Первый полёт 25 ноября 2014 года.
  • Ми-171Е - транспортный для работы в условиях высокогорья. Отличается двигателями ВК-2500, ВСУ "Сафир", доработанной трансмиссией, дополнительыми топливными баками, наличием прожектора и дополнительной двери с правой стороны. 52 вертолёта поставлены в Китай.
  • Ми-171ЛЛ - летающия лаборатория.
  • Ми-171ТП - доработанный. Разработан в 1997 году.
  • Ми-171Ш - транспортно-боевой. Поставлялся в Чехию.
  • Ми-172 - экспортный вариант Ми-8МТВ-3. Разработан в 1991 году. Выпускается в Казани. В 1994 году сертифицирован в индийском авиарегистре по американским нормам FAR-29.
  • Ми-172ПТ - доработанный. Разработан в 1997 году.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ3-117МТ
Взлётная мощность, э.л.с. 2х1950
Диаметр несущего винта, м 21,288
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом

25,24
18,168
2,5
4,38
5,65
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

5,34
2,34
1,8
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

7200
11100
13000
Максимальна коммерческая нагрузка, кг:

в фюзеляже
на внешней подвеске

4000
3000
Запас топлива, л:

в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках

1450
2870
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская

250
220
Потолок, м:

статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический

1760
3500
5000
Практическая дальность полёта, км 580
Экипаж, чел. 2-3

Литература

  1. Васильев Н. Нестареющие "восьмёрки" // Крылья Родины. - 1997. - №12. - С. 10.
  2. Данилов В.А. Вертолёт Ми-8. - М., 1988.
  3. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 136-138.
  4. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Вертолёты Ми-8 // Авиация и Время. - 1996. - № 1. - С. 15-31.
  5. Марковский В.Ю. Оружие "вертушек" // Авиамастер. - 1998. - №4. - С. 46-57.
  6. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 115-150.
  7. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 132-139.
  8. Транспортный вертолёт Ми-8МТВ-2 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 49-51.
  9. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 171-178.
Вертолёты | На главную