Разработка проекта модернизированного вертолёта Ми-8М
с увеличенной мощностью силовой установки и грузоподъёмностью началась
в бригаде перспективного проектирования ОКБ-329
в 1964 году. Конструкторы предполагали увеличить вместимость до 40
пассажирских мест за счёт удлиннения фюзеляжа. Повышение мощности силовой
установки позволяла не только увеличить полезную нагрузку, но и улучшить
высотные характеристики, по которым Ми-8 уступал
не только зарубежным аналогам, но и своему предшественнику Ми-4. В ноябре
1967 года высшло Постановление СМ СССР о разработке модернизированного вертолёта.
К концу года в сборочном цехе МВЗ был готов предварительный макет. На Ми-8М
предполагалось использовать новые двигатели ТВ3-117,
разработаннные для вертолётов Ми-14 и Ми-24.
При этом появлялась возможность унификации динамической системы (силовой
установки, трансмиссии и винтов) для всех трёх вертолётов. В 1971 году
был утверждён эскиизный проект и по рекомендации ЦАГИ было решено проводить
модернизацию в два этапа: сначала увеличить мощность силовой установки с
минимальными изменениями конструкции, а затем удленнить фюзеляж.
Из-за загрузки ОКБ работами по доводке В-12,
Ми-14 и Ми-24 работы по модернизации Ми-8 проходили медленно. Но в начале
70-х годов начался массовый вывод их эксплуатации вертолётов Ми-4. В
высокогорных районах и странах с жарким климатом Ми-8 с ТВ2-117 их заменить
не могли. Поэтому пришлось ускорить работы по модернизированному варианту.
К лету 1975 года на Казанском вертолётном заводе был построен первый прототип
Ми-8МТ. 18 августа он впервые поднялся в воздух. Лётные испытания показали
значительное улучшение лётно-технических характеристик, особенно потолка и
скороподъёмности. В 1977 году Ми-8МТ был запущен в серийное производство
на Казанском вертолётном заводе. В 1981 году он был впервые продемонстрирован
на авиасалоне в Ле-Бурже. Из рекламно-комерческих соображений ему присвоили
индекс Ми-17, под которым он и стал известен в мире.
Вертолёт Ми-8МТ выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным
несущим и рёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхопорное, неубирающееся,
с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней стойкой. Для защиты
рулевого винта установлена хвостовая опора. От Ми-8Т
вертолёт отличается более мощными двигателями ТВ3-117МТ (на Ми-8МТВ - ТВ3-117ВМ),
главным редуктором ВР-14, пылезащитными устройствами, вспомогательной силовой
установкой АИ-9В. Для увеличения эффективности рулевого винта он перенесён на
левую сторону. На военных вертолётах устанавливается станция ИК-помех "Липа",
экранно-выхлопное устройство для подавления ИК-излучения двигателей, контейнеры
с ЛЦ, навесная броня на кабине экипажа. Количество внешних узлов подвески
вооружения увеличено до 6.
На военных вариантах может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт
в носовой подвижной установке. На строенных боковых держателях могут устанавливаться
блоки НАР и пулемётные контейнеры, подвешиваться бомбы калибром 50-250
кг. Сверху держателей на направляющих рельсах могут размещаться до 6 ПТУР.
В боковых проёмах десантного отделения могут устанавливаться пулемёты и
гранатомёты.
В 1977-1997 годах изготовлено более 2800 вертолётов Ми-8МТ и его
модификаций. Поставлялся на экспорт во многие страны мира. Военные модификации
широко применялись во время боевых действий в Афганистане, участвовали во
многих военных конфликтах.
Фотографии Ми-8МТ можно посмотреть здесь.
Модификации вертолёта:
-
Ми-8АМТ - вариант Ми-8МТВ-1 производства Улан-Удинского завода. Отличается
составом оборудования. С 1991 года изготовлено более 100 вертолётов.
-
Ми-8АМТШ - десантно-штурмовой. Вооружён комплексом сверхзвуковых ПТУР
"Штурм". Разработан в 1996 году.
-
Ми-8АМТШ-В
-
Ми-8АМТШ-ВА - арктический.
-
Ми-8МА - спасательный арктический.
-
Ми-8МА (второй с таким названием) - вертолёт охраны границы и морской
экономической зоны. Разработан в 1990 году.
-
Ми-8МА - медицинский (операционная).
-
Ми-8МН, Ми-8МТТ - вертолёты для поиска спускаемых космических аппаратов.
-
Ми-8МТ - транспортный.
-
Ми-8МТ - летающий кран. Отличается кабиной оператора крана на месте
грузовых створок.
-
Ми-8МТ метео - летающая метеостанция. В 1990 году переоборудовано 12 Ми-8МТ.
-
Ми-8МТА - вертолёт ближней тактической разведки.
-
Ми-8МТБ - воздушный госпиталь. Разработан в 1978 году.
-
Ми-8МТВ (Ми-8МТВ-1) - вооружённый военно-транспортный. Отличается двигателями
ТВ3-117ВМ. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработан в 1985-1987
годах. Выпускается в Казани с 1988 года.
-
Ми-8МТВ-2 - модернизированный. Отличается усиленным бронированием, новым
рулевым винтом, повышенной жёсткостью проводки управления, системой
беспарашютного десантирования, бортовой стрелой большей грузоподъёмности,
составом оборудования. Количество десантников увеличено до 30.
-
Ми-8МТВ-3 - доработанный. Расширена номенклатура вооружения, число
узлов подвески сокращено до 4.
-
Ми-8МТВ-3Г - воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3.
-
Ми-8МТВ-5 - модернизированный. Отличается
лопастями винтов из композиционных материалов, втулками с шарнирами из
элестомеров, системой аварийного приводнения, новой топливной системой,
двухкамерными бустерами, внешней подвеской грузоподъёмностю 5 т.
Разработан в 1997 году.
-
Ми-8МТБМ - медицинский.
-
Ми-8МТБМПС - медицинский поисково-спасательный.
-
Ми-8МТД - спасательный. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие
экипажей летательных аппаратов.
-
Ми-8МТМ - воздушный госпиталь.
-
Ми-8МТН - вертолёт оказания медицинской помощи космонавтам. Разработан в 1979 году.
-
Ми-8МТО - ночной.
-
Ми-8МТП, Ми-8МТПБ, Ми-8МТПИ, Ми-8МТПШ, Ми-8МТД, Ми-8МТР1, Ми-8МТР2, Ми-8МТС,
Ми-8МТУ, Ми-8МТШ1, Ми-8МТШ2, Ми-8МТШ3, Ми-8МТЯ, Ми-8МТ-1С - постановщики помех.
-
Ми-8МТС, Ми-8МТТ - вертолёты радиационной разведки. Разработаны в 1986 году.
-
Ми-8МТСх - сельскохозяйственный.
-
Ми-8МТФ - аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.
-
Ми-8МТФ (второй с таким названием) - постановщик дымовых завес. Разработан
в 1987 году.
-
Ми-8РФ - радиометрический. Разработан в 1989 году.
-
Ми-8С-1, Ми-8С-2, Ми-8МД, Ми-8МС, Ми-8МСО, Ми-8МСД, Ми-8МО, Ми-8ТП - "салоны".
-
Ми-13 (Ми-8МТИ) - постановщик помех.
-
Ми-17-1В - экспортный вариант Ми-8МТВ-1.
-
Ми-17-1ВА - летающий госпиталь.
-
Ми-17Г, Ми-17-1ВА - экспортные воздушные госпитали.
-
Ми-17КФ - экспортный модернизированный. Разработан совместно с канадскими фирмами.
-
Ми-17М - модернизированный. Отличается грузовым люком с опускающимся трапом,
увеличенной боковой дверью, люком в полу грузовой кабины, внешней подвеской
грузоподъёмностю 5 т, составом оборудования. Разработан в 1992 году.
-
Ми-17МД - экспортный вариант Ми-8МТВ-5.
-
Ми-17П - пассажирский.
-
Ми-17ПИ, Ми-17ПП, Ми-17ПГ - постановщики помех экспортные.
-
Ми-17Z-2 - постановщик помех. Разработан в Чехословакии.
-
Ми-18 - военно-транспортный вертолёт с удлинённым
на 1 м фюзеляжем. В 1980 году переоборудовано 2 вертолёта Ми-8МТ.
-
Ми-19 - воздушный командный пункт. Внешне отличается
дополнительными антеннами на хвостовой балке.
-
Ми-171 - экспортный вариант Ми-8АМТ. Выпускается в Улан-Удэ. Поставляется
в Иран.
-
Ми-171А1 - транспортный. Сертифицирован в 2005 году.
-
Ми-171А2 - модернизированный. Отличается двигателями ВК-2500ПС-03, несущим винтом
с композитными лопастями, Х=образным рулевым винтом, пилотажно-навигационным
комплексом КБО-17. Первый полёт 25 ноября 2014 года.
-
Ми-171Е - транспортный для работы в условиях высокогорья. Отличается двигателями
ВК-2500, ВСУ "Сафир", доработанной трансмиссией, дополнительыми топливными баками,
наличием прожектора и дополнительной двери с правой стороны. 52 вертолёта поставлены
в Китай.
-
Ми-171ЛЛ - летающия лаборатория.
-
Ми-171ТП - доработанный. Разработан в 1997 году.
-
Ми-171Ш - транспортно-боевой. Поставлялся в Чехию.
-
Ми-172 - экспортный вариант Ми-8МТВ-3. Разработан в 1991 году. Выпускается
в Казани. В 1994 году сертифицирован в индийском авиарегистре по американским
нормам FAR-29.
-
Ми-172ПТ - доработанный. Разработан в 1997 году.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ3-117МТ |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х1950 |
Диаметр несущего винта, м |
21,288 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом |
25,24
18,168
2,5
4,38
5,65 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
5,34
2,34
1,8 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
7200
11100
13000 |
Максимальна коммерческая нагрузка, кг:
в фюзеляже
на внешней подвеске |
4000
3000 |
Запас топлива, л:
в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках |
1450
2870 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская |
250
220 |
Потолок, м:
статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический |
1760
3500
5000 |
Практическая дальность полёта, км |
580 |
Экипаж, чел. |
2-3 |
Литература
- Васильев Н. Нестареющие "восьмёрки" // Крылья Родины. - 1997. - №12. - С. 10.
- Данилов В.А. Вертолёт Ми-8. - М., 1988.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 136-138.
- Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Вертолёты Ми-8 // Авиация и Время. - 1996. - № 1. - С. 15-31.
- Марковский В.Ю. Оружие "вертушек" // Авиамастер. - 1998. - №4. - С. 46-57.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 115-150.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 132-139.
- Транспортный вертолёт Ми-8МТВ-2 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 49-51.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 171-178.
|