30 мая 1960 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР,
поручавшее ОКБ-329 М.Л.Миля создание лёгкого
многоцелевого вертолёта, который должен был заменить поршневой Ми-1.
Он стал первым в СССР вертолётом с газотурбинными двигателями, который
создавался специально для гражданской сферы деятельности, и первым в
мире лёгким вертолётом с двумя ГТД. Ведущим конструктором по проекту
В-5 (позже В-2) был назначен А.Х.Серман (позже его сменил А.А.Бритвин).
Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов.
Разработка силовой установки была поручена ленинградскому ОКБ-117 главного
конструктора С.П.Изотова, для которого разработка столь малых газотурбинных
двигателей была совершенно новой задачей. Созданный им ГТД-350,
хотя и уступал зарубежным аналогам по удельным параметрам, позволил ОКБ
Миля быстро разработать новый лёгкий вертолёт второго поколения.
Ми-2 по своим размерам был близок к Ми-1, но имел значительно
большую пассажировместимость (8 пассажиров вместо 3). Для сокращения
сроков разработки в конструкции была использована часть узлов Ми-1
(главный редуктор, трансмиссия, несущий винт). В январе 1961 года
комиссией был утверждён макет вертолёта. К августу на заводе №329
был готов первый прототип. 22 сентября лётчик-испытатель Г.В.Алфёров
впервые поднял его в небо. В октябре начались государственные испытания.
В декабре 1961 года взлетел второй прототип в сельскохозяйственном
варианте (лётчик-испытатель В.И.Анопов). Испытания продолжались
до 1967 года.
В сентябре 1962 года опытный В-2 был показан представителям
правительств СССР и ПНР. Серийное производство началось в конце
1963 года на вертолётном заводе WSK "Свидник" под Люблином (Польша).
Для организации производства в Польшу было поставлены оборудование,
материалы и направлена группа специалистов. Поляки первоначально
хотели назвать вертолёт SM-3, но по настоянию советской стороны
вернулись к названию Ми-2. 26 августа 1965 года совершил первый
полёт первый серийный Ми-2, собранный из советских деталей. 4 ноября
взлетел вертолёт, целиком изготовленный на "Свиднике". В 1967 году
серийный Ми-2 экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже. В 1974 году
польской стороне были полностью переданы все права на производство
вертолёта и разработку модификаций.
Ми-2 построен по одновинтовой схеме с трёхлопастным несущим и
двухлопастным рулевым винтами. Конструкция цельнометаллическая.
Фюзеляж типа полумонокок состоит из кабины экипажа, пассажирской
кабины и хвостовой балки с управляемым стабилизатором. Силовая установка
состоит из 2 газотурбинных двигателей ГТД-350 с редуктором ВР-2 и
размещается в надстройке над фюзеляжем (кабане). Несущий и рулевой
винты первоначально были взяты от Ми-1, но поже заменены новыми.
Шасси трёхопорное, неубирающееся. В зимнее время предусмотрена
установка лыжного шасси. Топливо размещается в основном баке под
полом кабины ёмкостъю 600 л. Предусмотрена возможность установки
двух дополнительных баков по 238 л по бокам кабины. Система управления
бустерная с гидроусилителями. Вертолёт оборудован грузовой стрелой-лебёдкой
и системой внешней подвески грузоподъёмностью 800 кг.
Вертолёт Ми-2 может применяться в качестве пассажирского, транспортно-санитарного,
сельскохозяйственного, связного, спасательного, учебного, патрульного,
разведывательного, аэрофотосъёмочного.
Всего в 1965-1998 годах было изготовлено 5418 (по другим данным
5497) вертолётов Ми-2 различных модификаций. На 2004 год в эксплуатации
оставалось более 600. В 2005 году для Индонезии планируется изготовить
ещё 11 вертолётов. Из Польши вертолёт поставлялся во все страны
СЭВ (большая часть в СССР - 4330), Алжир, Бирму, Гану, Египет, Ирак,
Иаран, Индонезию, КНДР, Кубу, Лесото, Ливан, Ливию, Малайзию, Никарагуа,
Перу, Сирию, Югославию. В 1978 году 1 вертолёт был продан в США. За
счёт перепродажи Ми-2 появились в Венесуэле, Джибути, Судане, Турции,
Эфиопии. Вертолёты ГДР достались ФРГ. После распада СССР имеется почти
во всех республиках; после распада Чехословакии есть и в Чехии, и в
Словакии; после распада Югославии - в Хорватии. Польские специалисты
совместно с МВЗ постоянно вели работу по модернизации вертолёта. Были
разработаны стеклопластиковые лопасти винтов, новое сельскохозяйственное
оборудование, пылезащитные устройства и многое другое. Инженерами
"Свидника" разработано 24 модификаций вертолёта. За создание Ми-2
группа сотрудников МВЗ во главе с М.Л.Милем была награждена польскими
орденами и медалями.
Долгое время это был единственный в мире двухдвигательный лёгкий
вертолёт. Со временем он стал одним из самых распространённых и надёжных
вертолётов мира. В СССР Ми-2 применялся в ВВС, Аэрофлоте, ДОСААФ,
авиации Погранвойск, авиации Внутренних войск МВД, ГАИ, Полярной
авиации (и в Арктике, и в Антарктике). Использовался он и в качестве
корабельного на ледоколах. В 1963 и 1965 годах на Ми-2 установлено
два мировых рекорда скорости. Начиная с 1978 года советские (а теперь
российские) спортсмены на Ми-2У занимают призовые места на международных
соревнованиях по вертолётному спорту, несмотря на участие в соревнованиях
более современных вертолётов.
В боевых условиях Ми-2 применялся во время Октябрьской войны (1973),
начале Афганской войны, конфликте Перу с Эквадором (1995), правительством
Джибути против сепаратистов, против наркомафии в Перу, Мексике, Мьянме,
против пиратов в Индонезии. В 1986 году несколько вертолётов принимали
участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В качестве экспонатов вертолёты Ми-2 различных модификаций имеются
в музеях в Москве, Монино, Ульяновске, Минеральных Водах, Киеве, Коттбусе
и др. В качестве памятников Ми-2 установлены в Кургане, С.-Петербурге,
Якутске. На Ми-2 летал главный герой фильма Г.Данелии "Мимино".
Фотографии Ми-2 можно посмотреть здесь.
Модификации вертолёта:
-
В-2 - прототип. Изготовлен на заводе №329 в 1961 году.
-
В-2В - опытный вооружённый. Мог нести 6 ПТУР "Фаланга"
или 4 блока УБ-16-57. Изготовлен в 1965 году.
В настоящее время находится в музее ВВС в Монино.
-
В-2М - опытный морской. Оснащался аварийными посадочными баллонетами.
Изготовлен в 1965 году.
-
В-3 (W-3) - модернизированный. Разработан совместно с польскими конструкторами
в 1972-1979 годах. Первый полёт состоялся 16 ноября 1979 года. Выпускается
серийно с 1988 года. Изготовлено более 120 вертолётов.
-
В-20 - с удлинённым фюзеляжем (проект). Рассчитан на 10 пассажиров. Разработан
в 1964 году.
-
Ми-2 - летающий кран. Первый полёт 16 сентября 1973 года.
-
Ми-2 - патрульный. Переоборудовался из Ми-2П и Ми-2Т. Поставлялся в Венгрию
и ГДР.
-
Ми-2 "Платан" - воздушный миноукладчик. Разработан в 1981-1985 годах. В
1988-1990 годах для ВВС Польши переоборудовано несколько Ми-2Т.
-
Ми-2А - модернизированный. Отличается двигателями АИ-450,
новой авионикой. Производство предполагается на Ростовском вертолётном
заводе.
-
Ми-2Б - модернизированный.
-
Ми-2В - модернизированный.
-
Ми-2Г - модернизированный.
-
Ми-2КР - разведчик-корректировщик. Оснащён бортовым разведывательно-корректировочным
комплексом "Рута". В 1974 году переоборудован 1 вертолёт.
-
Ми-2М - модернизированный (проект). Отличался двигателями ГТД-550. Разработан
в 1967 году.
-
Ми-2М - модернизированный с двигателями АИ-450М. Первый полёт 25 сентября 2012 года.
-
Ми-2СХ - сельскохозяйственный. Отличался оборудованием (3 варианта комплектации)
для распыления жидких или сухих химикатов, электрооборудованием. Поставлялся
в СССР, Венгрию, ГДР, Ирак, Иран, Ливан, Югославию.
-
Ми-3 - увеличенной грузоподъёмности (проект). Был рассчитан на 10 пассажиров.
Разработан в 1964 году.
-
Ми-22 (первый с таким названием) - увеличенной грузоподъёмности (проект).
Отличался улучшенной аэродинамикой, двигателями ГТД-10А мощностью 1250 э.л.с.,
четырёхлопастным несущим винтом, широкими сдвижными дверями, полозковым шасси.
Разработан в 1965 году.
-
Мi-2B - вертолёт для Ливии. Отличался противопыльными фильтрами, авионикой
фирмы "Кинг Радио", отсутствием противооблединительной системы. Изготовлено
25 вертолётов.
-
Мi-2Ch (Ми-2Х, Ми-2РХР) - вертолёт химической разведки. Отличался специальным
оборудованием.
-
Мi-2F (Mi-2FM) - вертолёт для аэрофотосъёмки. Отличался фотокамерой RC-8.
-
Mi-2M1 - модернизированный. Отличался двигателями ГТД-350П мощностью 450
э.л.с. Изготовлен в 1974 году в 1 экземпляре.
-
Mi-2M2 - модернизированный. Отличался двигателями ГТД-350П, увеличенным
фюзеляжем, топливным баком под полом пассажирской кабины, усиленным шасси.
Изготовлен в 1974 году в 1 экземпляре. Первый полёт 1 июля 1974 года.
-
Мi-2P (Ми-2П) - пассажирский. Отличался обрудованием кабины, отсутствием
грузовой лебёдки.
-
Мi-2P "Салон" - служебный (салон).
-
Мi-2Plus - модернизированный. Отличается двигатеялми GTD-350W2, винтом
от "Кани", наличием системы GPS, оборудованием, отвечающем европейским
стандартам. Разработан в 2002 году. Переоборудовано 19 вертолётов.
-
Мi-2PPD (Mi-2D, Ми-2Д) - воздушный командный пункт. Отличался 3 рабочими
местами в салоне, дополнительными средствами связи.
-
Мi-2R, Ми-2RO - разведчики. Отличались фотокамерой BAF-21 или A-39
в контейнере у корня хвостовой балки. Часть вертолётов оснащалась
перспективными камерами АФА-42/75 или АФА-33/75. Вооружение состояло
из пушки НС-23КМ, 2 пулемётов РПК.
-
Мi-2RL - спасательный. Отличался бортовой лебёдкой ЛПГ-2, наличием
спасательного и медицинского оборудования, батареей из 4 прожекторов
и поискового радиокомпаса.
-
Mi-2RM (Mi-2 See) - палубный многоцелевой. Отличался дополнительным
топливным баком в фюзеляже, 2 многозамковыми бомбодержателями на бортах,
гидролебёдкой над дверью, спасательным плотом, батареей из 4 прожекторов.
Разработан в 1969 году. Выпускался с 1971 года. Поставлялся в ГДР.
-
Мi-2S (Ми-2С) - санитарный. Может перевозить 4 больных на носилках и
сопровождающего. Выпускался с 1972 года.
-
Мi-2SR - ренианимационый. Отличался составом оборудования. Выпускался
с 1975 года.
-
Мi-2Sz (Ми-2Ш, Ми-2У, УМи-2) - учебный. Отличался двойным управлением
(место инструктора справа), шторками на окнах кабины. Мог переоборудоваться
из любой модификации, кроме Ми-2СХ. Применялся в аэроклубах ДОСААФ,
Сызранском и Саратовском ВВАУЛ, Кременчугском училище ГА.
-
Мi-2T (Ми-2Т) - транспортный, основная модификация. Мог переоборудоваться
с санитарный. Поставлялся в СССР.
-
Мi-2URN - вертолёт, вооружённый пушкой НС-23 и 2 блоками УБ-16-57.
-
Мi-2URP - противотанковый. Вооружён пушкой НС-23, 2 пулемётами ПК и 4
противотанковыми ракетами 9М14М "Малютка".
-
Мi-2URP-G - c ракетами 9М32М "Стрела".
-
Мi-2URS - вертолёт, вооружённый пушкой НС-23, 2 пулемётами ПК и 4 зенитными
ракетами 9М32М "Стрела-2М".
-
Мi-2US - вертолёт огневой поддержки. Вооружён пушкой НС-23КМ и 4 пулемётами
ПКТ и 2 пулемётами РПК.
-
PZL "Каня" - модернизированный. Отличался американскими двигателями "Аллисон-250-C20B"
мощностью 426 л.с., увеличенной кабиной. Разработан в 1978 году. Первый полёт
3 июня 1979 года. Изготовлено 16 вертолётов. Поставлялся в Чехию, Словакию и
на Кипр.
-
PZL "Таурус" - дальнейшее развитие "Кани" (проект). Разработан в 1978 году.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ГТД-350 |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х400 |
Диаметр несущего винта, м |
14,5 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта |
17,42
12,0
1,54
3,75 |
Габариты пассажирской кабины, м:
длина
ширина
высота |
2,27
1,4
1,2 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
2350
3550
3700 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:
в фюзеляже
на внешней подвеске |
1000
800 |
Количество пассажиров, чел. |
8 |
Запас топлива, л:
основные баки
ПТБ |
1076
600 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская |
210
190 |
Потолок, м:
статический с учётом влияния земли
динамический |
1700
4000 |
Скороподъёмность, м/с |
4,5 |
Дальность полёта, км:
практическая
перегонная |
355
620 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 95.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. - С. 339-341.
- Гордон Е.И., Комиссаров Д.С. Лёгкий многоцелевой вертолёт Ми-2 // Авиация. - 2000. - №3. - С. 10-31.
- Комиссаров Д., Котлобовский А., Русецкий М., Хаустов А. Вертолёт с двойным гражданством // Авиация и Время. - 2004. - №6. - С. 4-24, 38-41.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 103-114.
- Михеев В.Р. Сорок лет в небе: О вертолёте Ми-2 // Крылья Родины. - 2001. - №4. - С. 5-7.
- Моргун Н.В. Летая с борта ледокола // Авиация и Время. - 2005. - №3. - С. 28-31.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 120-123.
|