ТВ2-117ВМА

В 1960 году был объявлен конкурс на создание газотурбинного двигателя мощностью 1250 л.с. для перспективного вертолёта Ми-8. Победителем конкурса проектов стало ОКБ-117 им. В.Я.Климова под руководством С.П.Изотова, которому и была поручена разработка двигателя и главного редуктора ВР-8. ТВ2-117 стал первым отечественным специализированным вертолётным двигателем. Первые образцы двигателей изготовлены летом 1962 года. Серийное производство организовано в 1965 году.

Двигатель имеет девятиступенчатый осевой компрессор, камеру сгорания кольцевого типа и двухступенчатую турбину.

Модификации:

  • ТВ2-117 - базовый мощностью 1500 л.с.
  • ТВ2-117А - модернизированный с увеличенным ресурсом.
  • ТВ2-117АГ - с графитовым уплотнением в опорах турбокомпрессора. Отличался большей долговечностью. Устанавливался на вертолёте Ми-8АТ.
  • ТВ2-117ДC - самолётный турбовинтовой.
  • ТВ2-117C - самолётный турбовинтовой. Отличался выносным редуктором и конструкцией выхлопного устройства. Разработан для Ан-3.
  • ТВ2-117ТГ - двигатель для вертолёта Ми-8ТГ. Предназначен для работы на жидком метане. Розработан в 1987 году.
  • ТВ2-117Ф - форсированный до 1700 л.с. Устанавливался на вертолёте Ми-8ПА.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

2835
547
745
Масса сухая, кг 330
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч -
Температура газа перед турбиной, °C -
Взлётная мощность, э.л.с. 1500
Частота вращения ротора, об/мин. 12000

Литература

  1. Ермолаев В. Вертолёт Ми-8. Силовая установка, главный редуктор. // Крылья Родины. - 1985. - №2. - С. 22-23.
  2. Изотов П., Изотов Д. Самый массовый вертолётный двигатель // Двигатель. - 2000. - №3. - С. 18-20.
  3. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 116, 125.
  4. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 138.
Двигатели | На главную