В 1960 году был объявлен конкурс на создание газотурбинного
двигателя мощностью 1250 л.с. для перспективного вертолёта Ми-8.
Победителем конкурса проектов стало ОКБ-117 им. В.Я.Климова под руководством
С.П.Изотова, которому и была поручена разработка двигателя и главного
редуктора ВР-8. ТВ2-117 стал первым отечественным специализированным
вертолётным двигателем. Первые образцы двигателей изготовлены летом 1962
года. Серийное производство организовано в 1965 году.
Двигатель имеет девятиступенчатый осевой компрессор, камеру сгорания
кольцевого типа и двухступенчатую турбину.
Модификации:
-
ТВ2-117 - базовый мощностью 1500 л.с.
-
ТВ2-117А - модернизированный с увеличенным ресурсом.
-
ТВ2-117АГ - с графитовым уплотнением в опорах турбокомпрессора. Отличался
большей долговечностью. Устанавливался на вертолёте Ми-8АТ.
-
ТВ2-117ДC - самолётный турбовинтовой.
-
ТВ2-117C - самолётный турбовинтовой. Отличался выносным редуктором и
конструкцией выхлопного устройства. Разработан для Ан-3.
-
ТВ2-117ТГ - двигатель для вертолёта Ми-8ТГ. Предназначен
для работы на жидком метане. Розработан в 1987 году.
-
ТВ2-117Ф - форсированный до 1700 л.с. Устанавливался на вертолёте
Ми-8ПА.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
2835
547
745 |
Масса сухая, кг |
330 |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч |
- |
Температура газа перед турбиной, °C |
- |
Взлётная мощность, э.л.с. |
1500 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
12000 |
Литература
- Ермолаев В. Вертолёт Ми-8. Силовая установка, главный редуктор. // Крылья Родины. - 1985. - №2. - С. 22-23.
- Изотов П., Изотов Д. Самый массовый вертолётный двигатель // Двигатель. - 2000. - №3. - С. 18-20.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 116, 125.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 138.
|