ТАВКР ''Варяг''

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.6 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством В.Ф.Аникиева (в 1986 году его сменил П.А.Соколов, в 1989 году - Л.В.Белов). ТАВКР "Рига" (заводской №106) зачислен в списки кораблей ВМФ 21 августа 1985 года и 6 декабря (через 20 минут после спуска на воду ТАВКР "Леонид Брежнев", ныне "Адмирал Кузнецов") заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Спущен на воду 25 ноября 1988 года. 19 июня 1990 года переименован в "Варяг". Сдача в эксплуатацию планировалась на 1993 год. Корабль предназначался для службы на КТОФ.

По конструкции "Варяг" был аналогичен ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Форма надстройки и кормовой части корпуса несколько отличается. В системе противоторпедной защиты вместо многослойной применена монолитная броня. Вместо РЛС "Марс-Пассат" установлены 2 РЛС "Форум", вместо системы РЭБ "Кантата-11435" установлена более современная ТК-146 "Созвездие-БР", изменено размещение антенн ЛЛС. Всё это привело к перестройке 150 помещений надстройки. На борту могли базироваться 26 самолётов (МиГ-29К или Су-33) и 24 вертолёта (Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Предусматривалось также возможность размещения самолётов ДРЛО Як-44 и самолётов СУВВП Як-141. Вооружение корабля состояло из 12 пусковых установок ПКРК П-700 (4К80) "Гранит", 4 шестиствольных пусковых установок ЗРК "Кинжал" (192 ракеты), 8 пусковых установок "Кортик" (256 ракет), 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М, 2 установок РБУ-12000 "Удав".

В 1992 году строительство было приостановлено при 67% технической готовности и корабль был законсервирован. Долгое время с Украиной велись переговоры о возможности достройки корабля, но безрезультатно. В 1995 году корабль был исключён из списков флота России и передан заводу-изготовителю в счёт долгов. В 1998 году он был продан за 20 миллионов долларов китайской фирме, зарегистрированной в Макао. 14 июня 2000 года "Варяг" вышел из Николаева на буксире и отправился в Аомынь (Макао) для разделки на металл. Почти полтора года корабль кружился (на якорь поставить было нельзя) у входа в Босфор из-за отказа Турции пропустить его через Черноморские проливы. Проведен через Босфор только 4 ноября 2001 года, после чего едва не был брошен в Эгейском море из-за обрыва буксиров во время шторма. 3 марта 2002 года корабль прибыл в порт Далянь (Дальний). Официально было заявлено о намерении превратить корпус в плавучий отель и комплекс атракционов. Но позже его решили достроить как боевой корабль для флота КНР. Он получил наименование "Ши Лянь". 10 августа 2011 года корабль вышел на ходовые испытания. 25 сентября 2012 года введён в строй. 26 ноября того же года на его палубу впервые совершил посадку истребитель-бомбардировщик J-15.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

полное
стандартное

70500
55000
Габариты, м:

длина
ширина по КВЛ
осадка

304,5
38,0
10,5
Ширина полётной палубы, м 75,0
Мощность ПТУ, л.с. 4х50000
Скорость хода, уз.:

максимальная
экономическая

32,0
18,0
Дальность плавания экономическим ходом, миль 8000
Количество самолётов, шт. 26
Количество вертолётов, шт. 24
Запас авиационного топлива, т 2500
Экипаж, чел.
в том числе офицеров
1980
520

Литература

  1. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
  2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 342-344.
  3. Боечин И. Первый российский // Техника - молодёжи. - 2004. - №6. - С. 40-41.
  4. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 30-31.
  5. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
  6. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
  7. Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
  8. Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 114-115.
Авианесущие корабли | На главную