Основной корабельный вертолёт Ка-25 к концу 60-х годов уже перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям. Возникла необходимость к созданию нового корабельного вертолёта. В 1968 году ОКБ Н.И.Камова приступоло к разработке вертолёта Ка-252. По Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 26 декабря 1968 года началась разработка поисково-прицельной системы для Ка-252. 15 мая 1970 года командующий ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков при личной встрече одобрил предложения Камова по новому вертолёту. 28 октября 1971 года ВМФ утвердил тактико-технические требования. Важнейшими требованиями было обеспечение базирования на тех же кораблях, что и Ка-25, и выполнение гидроакустического поиска подводных лодок на удалении до 200 км в течение 1 ч. 25 мин. 3 апреля 1972 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №231-86, официально поручавшее ОКБ разработку Ка-252. 27 августа 1973 года был утверждён полноразмерный макет. К этому времени на Ухтомском вертолётном заводе был построен первый прототип. 8 августа лётчик-испытатель Е.И.Ларюшин впервые оторвал его от земли. 24 декабря 1973 года состоялся первый полёт по кругу (лётчик-испытатель Н.П.Бездетнов). После смерти Камова дальнейшую разработку возглавил С.В.Михеев. Разработка радиоэлектронного оборудования велась под руководством И.А.Эрлиха. В январе 1974 года начались совместные испытания (МАП и ВВС), которые продолжались до октября 1977 года. Испытания прервались несколько раз для устранения недостатков. После лётно-конструкторских испытаний были проведены лётно-морские (109 взлётов и посадок на палубы кораблей). Серийное производство началось в декабре 1977 года на вертолётном заводе в Кумертау. 14 апреля 1981 года вертолёт принят на вооружение под обозначением Ка-27. Ка-27 построен по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа. Шасси четырёхопорное, неубирающееся. Для аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа установлены надувные баллонеты. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ3-117КМ, редуктора ВР-252, ВСУ АИ-9. Топливо размещается в 10 баках (по 5 на каждый двигатель). В бомбоотсеке могут устанавливаться 2 дополнительных бака. В состав противолодочного оборудования (на Ка-27ПЛ) входят поисково-прицельная система "Осьминог", приёмно-индикаторного устройства А-100 "Пахра", опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3, магнитометра АПМ-73В, 36 сбрасываемых буёв типов РГБ-Н и РГБ-НМ (РГБ-НМ1). В ударном варианте подвешиваются торпеды АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1, АПР-2 или 8 бомб ПЛАБ-250-120. Ка-27ПЛ предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простух и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах. Первые 5 серийных вертолётов осенью 1978 года поступили на вооружение ТАКР "Минск". В 1979 году в составе Северного флота на аэродроме Североморск-2 был сформирован полк корабельных вертолётов, оснащённый Ка-27. Вертолёт был быстро освоен лётчиками, ранее летавшими на Ка-25. Позже вертолёты Ка-27 получили все авианесущие корабли проекта 1143. В настоящее время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР "Адмирал Кузнецов". По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы и большие противолодочные корабли (пр.1155), по два - ракетные крейсера (пр.1144). Поставлялся на экспорт в Индию, Китай, Сирию, Югославию. Фотографии Ка-27 можно посмотреть здесь. Модификации вертолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|