Ка-31

Разработка вертолёта дальнего радиолокационного обнаружения Ка-27РЛД (позже Ка-31) началась в ОКБ им. Н.И.Камова в 1985 году на базе транспортно-боевого Ка-29. Толчком к созданию такого вертолёта послужил англо-аргентинского конфликт в районе Фолклендских островов, когда из-за отсутствия в составе английских экспедиционных сил самолетов ДРЛО не были своевременно обнаружены низколетящие ударные самолеты противника, что привело к потере двух эсминцев. Разработка пилотажно-навигационного комплекса была поручена Саратовскому КБ приборостроения, а мощной РЛС - Горьковскому НИИ радиотехники. Были построены 2 прототипа. Первый полёт состоялся в 1987 году. В 1988-1991 годах прошли государственные испытания Ка-31. Серийное производство предполагалось организовать на вертолётном заводе в Кумертау.

Ка-29 построен по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа. Шасси четырёхопорное, поджимающееся в полёте. Для аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа установлены надувные баллонеты. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ3-117КМ, редуктора ВР-252, ВСУ ТА-8КА. Топливо размещается в 10 баках (по 5 на каждый двигатель). На борту установлен радиолокационный комплекс Э-801 "Око" с плоской фазированной антенной (длина - 5,75 м, площадь - 6 м2, масса - 200 кг, время полного оборота - 10 с) под фюзеляжем. Антенна РЛС в нерабочем положении прижимается к фюзеляжу. Функции оператора РЛС выполняет штурман.

Ка-31 предназначен для обнаружения надводных и маловысотных целей, летящих ниже уровня полёта вертолёта в зоне патрулирования. РЛС, установленная на вертолёте, обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей типа истребитель на расстоянии 100-150 км и надводных целей до 250-285 км. Пилотажно-навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять автоматизированный полёт по заранее запрограммированному маршруту. Имеется система автоматической стабилизации полёта вертолёта и оборотов несущих винтов на всех режимах полёта. Время патрулирования составляет 2,5 часа. Полёты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях. Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.

Всвязи с ликвидацией в составе флота России кораблей проекта 1143 интерес к Ка-31 со стороны заказчика пропал и в серийное производство он не передавался. Построенные 2 вертолёта базируются на ТАКР "Адмирал Кузнецов". В 1999 году подписан контракт о поставках 10 вертолётов ВМС Индии (для комплектации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", который тоже предполагается продать Индии).

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ3-117В
Взлётная мощность, э.л.с. 2х2225
Диаметр несущих винтов, м 15,9
Габариты, м:

длина с вращающимися винтами
длина со сложенными винтами
ширина
высота на стоянке

15,9
12,25
3,8
5,5
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная максимальная

6000
12500
Запас топлива, л:

в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках

3270
4270
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
при патрулировании

250
220
120
Практический потолок, м 3500
Практическая дальность полёта, км 460
Дальность обнаружения цели класса истребитель, км 100-150
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 333-334.
  2. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 13.
  3. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 111-112.
  4. Никольский М.В. Самолёты разведки и управления. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 89-91.
  5. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 96-99.
  6. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 305-308.
Вертолёты | Разведчики | Морская авиация | На главную