Разработка сверхзвукового бомбардировщика для замены 3М и Ту-95, а также в противовес американскому B-1, в ОКБ А.Н.Туполева началась в 1968 году. В конкурсе так же участвовали ОКБ П.О.Сухого и В.М.Мясищева. Проектирование велось в сотрудничестве с ЦАГИ, ЛИИ, НИАС, ВИАМ, НИАТ и другими отраслевыми институтами. Первоначальный проект напоминал пассажирский самолёт Ту-144, но такая конфигурация не обеспечивала необходимой дальности при полёте на дозвуковой скорости. К 1975 году был разработан новый проект - самолёт "70" с крылом изменяемой геометрии. Проект был поддержан Д.Ф.Устиновым (курировал в ЦК КПСС оборонную промышленность, с 1976 года - министр обороны) и работа была продолжена. Главным конструктором по самолёту был назначен В.И.Близнюк, общее руководство осуществлял А.А.Туполев. Одновременно с самолётом создавались новые двигатели (ОКБ им. Н.Д.Кузнецова) и конструкционные материалы. Учитывая сложность и масштабность задач, руководил работой сам министр авиационной промышленности П.В.Дементьев. В процессе проектирования самолёта "70" рассматривались различные варианты компоновочных схем. В конечном итоге была выбрана схема с двигателями в мотогондолах под неподвижной частью крыла. Большое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности. В конце 1977 года был утверждён полномасштабный макет самолёта. К 1981 году было построено 3 прототипа (2 лётных и 1 для статиспытаний). 18 декабря 1981 года прототип Ту-160 впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова (экипаж лётчика-испытателя Б.И.Веремея). 6 октября 1984 года в воздух поднялся прототип с полным комплектом оборудования. К началу 80-х годов специально для Ту-160 был построен Ульяновский авиационный промышленный комплекс, но его переориентировали на выпуск транспортного самолёта Ан-124 и серийное производство Ту-160 началось на Казанском авиазаводе в 1986 году. По окончании Государственных испытаний бомбардировщик стал поступать в войска. Первым (с мая 1987 года) начал получать новый самолёт 184 бап, дислоцированный в г. Прилуки (Украина). Официально принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 года. Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой стреловидности (от 20 до 65°). Компоновка центральной части фюзеляжа - интегральная. Планер изготовлен, в основном из алюминиевых сплавов. Доля титана в конструкции составляет 20%. Широко применяются клеёные трёхслойные конструкции. Силовая установка состоит из 4 ТРДДФ НК-32. Спаренные многорежимные воздухозаборники располагаются под передним наплывом крыла. Двигатели разделены противопожарными перегородками и функционируют независимо друг от друга. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипаж размещается в гермокабине. Катапультные кресла К-36ЛМ позволяют покидать самолёт в аварийной ситуации во всём диапазоне высот (в том числе и на земле при рулении). Вооружение (ракеты и бомбы различных типов, включая ядерные) размещается в двух отсеках по 11 м длиной. Для ракет Х-55 разработано многозарядное револьверное катапультное устройство МКУ-6-5У. Самолёт оборудован системой дозаправки в воздухе типа "шланг-конус". Прицельно-навигационный комплекс обеспечивает автоматический полёт и боевое применение в любое время суток при любой погоде. Система управления самолётом элетродистанционная, четырёхканальная. Общее число цифровых процессоров на борту превышает 100. Рабочее место штурмана оснащено 8 ЦВМ. На борту имеется многоканальный цифровой помехозащищённый комплекс связи, включающий и спутниковые средства. В хвостовой части фюзеляжа установлены контейнеры с ИЛ-ловушками и теплопеленгатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты и самолёты противника. Всего изготовлено 36 самолётов Ту-160. Из них 19 оказалось "приватизированными" Украиной (кстати, объявившей себя безъядерным государством). После нескольких лет переговоров 8 смолётов переданы России (остальные уничтожены). Российские Ту-160 дислоцируются в г. Энгельсе (Саратовская обл.), куда перебазировались лётчики, не захотевшие принимать украинскую присягу (80% личного состава 184 бап). Для подготовки пилотов используется Ту-134УБ-Л. В январе 1992 года Ельцин пытался свернуть выпуск Ту-160, но здравый смысл возобладал и было принято решение о продолжении серийного производства. Первое боевое применение Ту-160 состоялось 17 ноября 2015 года, когда был нанесён удар крылатыми ракетами по целям в Сирии. На Ту-160 установлено 44 мировых рекорда. В настоящее время в Энгельсе базируется 14 самолётов Ту-160. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|