В конце 40-х годов В.М.Мясищев (в то время профессор МАИ)
подал в правительство научнообоснованное предложение о создании стратегического
бомбардировщика СДБ с дальностью полёта 11-12 тыс.км. 24 марта 1951 года
СМ СССР назначил его главным конструктором воссозданного после закрытия
ОКБ-23 МАП. В июне были утверждены тактико-технические
характеристики самолёта "25" (обозначение КБ - "23", позже - "103"). Первый
прототип был построен к ноябрю 1952 года. 20 января 1953 года экипаж Ф.Ф.Опадчего
впервые поднял самолёт "М" ("103") в воздух. 15 апреля 1954 года начались
государственные испытания бомбардировщика, получившего официальное обозначение
М-4. 1 мая самолёт принял участие в воздушном параде над Красной площадью.
Вскоре началось его серийное производство на заводе №23 в Филях.
Во время проектирования в аэродинамической трубе ЦАГИ продули большое
число моделей. В результате удалось создать относительно лёгкое с гибкими
концевыми частями стровидное (35° по линии четверти хорд) крыло кессонной
конструкции, хорошо противостоящее влиянию флаттера. В его корневой части
разместили 4 двигателя АМ-3А конструкции А.А.Микулина (самые мощные на
тот момент), каждый из которых имел свой воздухозаборник, исключавший взаимное
влияние при работе на различных режимах, включая остановку и запуск. Для
отвода горячей газовой струи сопел от фюзеляжа и хвостового оперения их
развернули в горизонтальной и вертикальной плоскостях на 4°. Шасси было
выбрано велосипедное с передней "вздыбливающейся" тележкой и боковыми стойками
на концах крыла.
Максимальная бомбовая нагрузка составила 24 т, а наибольший калибр бомб
- 9000 кг (ядерных - 4000 кг). Бомботсек расположен в центре масс самолёта.
Вместо бомб под крылом могли подвешиваться 4 ракекты большой дальности.
Прицельное бомбометание обеспечивал радиолокационный прицел РПБ-4. Бомбардировщик
имел мощное оборонительное вооружение - шесть автоматических пушек
АМ-23, размещенных попарно в трёх поворотных
установках на фюзеляже сверху, снизу и в хвосте. Для управления стрельбой
служил радиоприцел "Аргон". Имелась система обнаружения излучения РЛС
противника и станция создания активных помех СПС-2. Экипаж размещался в
двух гермокабинах. Катапультирование производилось через люки вниз.
В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. Так как
не удалось достич требуемой дальности полёта с 5-тонной бомбовой нагрузкой,
на нём установили более мощные двигатели РД-3М (позже РД-3М-500А). 6 июля
1954 года вышло Постановление СМ СССР №1428-642 о радикальной модернизации
М-4. Новый самолёт получил обозначение М-6 (обозначение КБ - "36"). На нём
были установлены новые двигатели ВД-7 конструкции
В.А.Добрынина, отличавшиеся большей тягой при меньшем удельном расходе топлива.
Аэродинамическое качество самолета возросло за счёт установки нового крыла
увеличенного размаха и горизонтального оперения с улучшенными характеристиками.
Конструкция планера была облегчена, запас топлива увеличен. Эскизный проект
был представлен в сентябре 1954 года. 30 октября 1955 года была завершена
сборка первого прототипа (с 2 двигателями ВД-7 и 2 АМ-3А). 27 марта 1956
года экипаж во главе с лётчиком-испытателем М.Л.Галлаем впервые поднял его
в небо. Государственные испытания начались в январе 1958 года и проводились
на 2 прототипах и 3 серийных самолётах. Позже обозначение М-6 было заменено
на 3М (заводское - "201").
Серийное производство продолжалось до 1960 года. Всего было выпущено 125
самолётов М-4 и 3М различных модификаций (включая статические экземпляры).
Все самолёты поступили на вооружение специально созданной в 1954 году 201
тбад (в составе 79, 1096 и 1230 тбап). Специально для М-4 был переоборудован
аэродром в Энгельсе. Первый М-4 прибыл в Энгельс 28 февраля 1955 года.
В мае 1957 года получены первые 3М. Позже на аэродроме Украинка была сформирована
73 тбад (40 гв.тбап и переданный 79 тбап), оснащённая бомбардировщиками 3М.
Первый сброс ядерной бомбы с борта 3М состоялся в 1962 году на Новой Земле.
Во время Карибского кризиса полки 201 тбад несли боевое дежурство на
аэродроме в Шауляе.
Бомбардировщики 3М стояли на вооружении до 1985 года, после чего были
уничтожены в соответствии с советско-американским договором о сокращении
стратегических наступательных вооружений. Дольше всего в строю оставались
самолёты-заправщики - до марта 1994 года. В настоящее время 2 самолёта (3МД
и 3МС-2) являются экспонатами музея ВВС в Монино, один установлен на аэродроме
Дягилево (Рязань).
Фотографии 3М можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
"М" ("103") - первый прототип. Изготовлен в 1952 году. Первый полёт 20 января
1953 года.
-
"ДМ" - второй прототип, доработанный. Отличался полным комплектом оборудования
и вооружения, механизмом "вздыбливания". Первый полёт в январе 1954 года.
-
2М ("28") - высотный (проект). Отличался установкой 4 двигателей ВД-5 на
разнесённых пилонах под крылом.
-
3М ("36", "изделие 201", М-6) - с увеличенной дальностью полёта. Отличался
двигателями ВД-7 и крылом увеличенного размаха. Первый полёт 27 марта 1956
года. В 1956-1960 годах изготовлено 74 самолёта. Принят на вооружение в 1958
году.
-
3МН (3МН-1) - бомбардировщик с двигателями ВД-7Б. Изготовлено 30 самолётов.
В 60-х годах часть самолётов переоснащена двигателями РД-3М-500.
-
3МС (3МС-1) - бомбардировщик с двигателями РД-3М-500А. Отличался отсутствием
подкрыльевых держателей ПТБ. Изготовлено 40 самолётов.
-
3М-5 - носитель ракет КСР-5. Отличался составом БРЭО. Разработан в 1973 году.
Переоборудован 1 3МН-1.
-
3М-М - летающая лодка (проект). Разработан в 1960 году.
-
3М-П - заправщик на базе 3МД (проект). Разработан в 1960 году.
-
3М-Т - танкер для дозаправки ракетоносца М-52 (проект). Разработан в 1960 году.
-
3МД (М-6К-14) - доработанный ракетоносец, носитель ракеты К-14. Отличался
двигателями ВД-7Б, крылом увеличенной площади, изменённым составом оборудования.
Первый полёт 25 ноября 1959 года (экипаж Б.М.Степанова). В 1959-1960 годах
изготовлено 10 самолётов (планировалось 60). Впервые показан на выставке в
Домодедове в 1967 году.
-
3МЕ - высотный ракетоносец, носитель ракеты К-14. Отличался конструкцией
носовой части фюзеляжа, двигателями РД-7П, РЛС "Рубин-1". В 1959 году
переоборудован 1 3М. Первый полёт в марте 1959 года. Планировалась постройка
60 самолётов.
-
3МН-2 - заправщик на базе 3МН. Переоборудование
бомбардировщиков 3МН в заправщики началось в конце 70-х годов.
-
3МР - дальний морской разведчик (проект). Разработан в 1964 году.
-
3МС-2 (М-6С-2) - заправщик на базе 3МС. Переоборудование
бомбардировщиков 3МС в заправщики началось в конце 70-х годов.
-
103М - рекордный. Представлял собой М-4 с двигателями ВД-7.
-
201М - рекордный вариант 3М. В 1959 году на нём установлено 19 мировых
рекордов.
-
ВМ-Т "Атлант" ("3-35", 3М-Т) - транспортный. Предназначен
для перевозки крупногабаритных грузов на фюзеляже. Отличается удлинённым
фюзеляжем, двухкилевым оперением, двигателями ВД-7М, усиленным шасси. В 1980
году переоборудовано 3 самолёта.
-
М-4 "Молот" ("изделие 103", 2М) - стратегический бомбардировщик. В 1953-1957
годах изготовлено 32 самолёта. Принят на вооружение в 1954 году.
-
М-4А - опытный с системой дозаправки в воздухе. Разработан совместно с
ОКБ С.М.Алексеева. Изготовлен в 1955 году.
-
М-4К ("25К") - ракетоносец (проект).
-
М-4-2 - заправщик на базе М-4. Отличался дополнительным
топливным баком в бомбоотсеке на 3600 л и наличием комплексного агрегата
заправки. Начиная с 1958 года все ранее выпущенные М-4 переоборудованы в
заправщики.
-
М-4Р-2, 3МНР, 3МСР-2 - доработанные. Отличались составом БРЭО (Р-802В, АРК-42,
РСБН-2с, ДИСС-1).
-
М-6П ("29П", М-29) - пассажирский (проект). Отличался фюзеляжем увеличенного
диаметра с салоном на 170-180 мест. Разрабатывался в 1955 году.
-
М-6Т ("29Т") - транспортный (проект). Разрабатывался в 1956 году.
Лётно-технические характеристики
|
М-4 |
3М |
3МС |
3МД |
Двигатели |
АМ-3А |
ВД-7 |
РД-3М-500А |
ВД-7Б |
Взлётная тяга, кгс |
4х8750 |
4х11000 |
4х10500 |
4х9500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,526
47,665
11,45 |
53,14
48,76
11,5 |
53,14
51,7
11,5 |
53,14
51,7
11,5 |
Площадь крыла, м2 |
326,35 |
351,78 |
351,78 |
351,78 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная |
79,7
131,5
184
105 |
74,43
140,9
202
105 |
75,74
140,9
192
105 |
76,8
145,6
203
105 |
Запас топлива, л |
132390 |
123600 |
123600 |
123600 |
Масса бомбовой нагрузки, т |
18 |
24 |
24 |
24 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
крейсерская
взлётная
посадочная |
670
930
800
300
210 |
690
940
850
310
210 |
690
925
850
310
210 |
700
925
850
310
210 |
Дальность полёта максимальная, км:
без дозаправки
с дозаправкой |
8100
- |
12000
15400 |
9400
12400 |
10950
13600 |
Практический потолок, м |
12500 |
12150 |
12150 |
12250 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2610
1470 |
2800
1650 |
2800
1650 |
3000
1700 |
Экипаж, чел. |
8 |
7 |
7 |
7 |
Пушечное вооружение |
6хАМ-23 |
6хАМ-23 |
6хАМ-23 |
6хАМ-23 |
Литература
- Воронов С. Монинский "стиляга" // Авиация и Время. - 2003. - №5. - С. 39.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 3-39.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 11-21.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 27.
- Мороз С.Г. Мясищев М-4/3М. - Киев: "Архив-Пресс", 1999.
- Мороз С.Г. Ревущий зверь // Авиация и Время. - 2003. - №5. - С. 4-17, 32-38.
- Опадчий Ф.Ф. Пять секунд риска: Самолёт М-4 глазами испытателя // Крылья Родины. - 1996. - №2. - С. 29-31.
- Подольный Е. "Бизон" не вышел на тропу войны... // Крылья Родины. - №№ 12/95, 1/96.
- Тяжёлые блмбардировщики / Под ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. - 1998. - Вып. 5. - С. 34-40.
|