21 июля 1966 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №564-180, в котором авиационной промышленности ставилась задача повышения грузоподъёмности военно-транспортных самолётов до 100-120 т. Проектные работы по этой теме были развёрнуты на Киевском механическом заводе под руководством главного конструктора А.Я.Белолипецкого. В начале 70-х годов Министерству Обороны было представлено 3 проекта тяжёлых транспортных самолётов: "122", "124" и "126". Военные остановили свой выбор на самолёте "124", обеспечивавшем транспортировку почти всей номенклатуры отечественной боевой техники. В КБ проект получил наименование "изделие 200". В 1973 году построен полноразмерный маакет, но применённые в проекте технические решения ещё не позволяли выйти на заявленные характеристики. В 1976 году О.К.Антонов принял решение о полной переработке проекта. В январе 1977 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №79-23, утвердившее решение Генерального конструктора и содержащее новые требования к самолёту. Новый проект получил обозначение "изделие 400". Чтобы обеспечить должный технический уровень проекта была разработана (впервые в СССР) и реализована комплексно-целевая программа, предусматривавшая улучшение всех составляющих эффективности самолёта (аэродинамика, прочность, весовая культура, удельные характеристики силовой установки, трудоёмкость обслуживания и т.д.). Эта программа не только позволила создать Ан-124, но и дала толчок развитию всей авиапромышленности. В реализации КЦП-124 участвовали специалисты ЦАГИ, десятков предприятий и организаций различных министерств и ведомств. Координацию работ осуществлял П.В.Балабуев, а общее руководство - сам Антонов. При разработке проекта было рассмотрено 540 вариантов компоновки, 36 вариантов крыла, 13 вариантов шасси, продуто в аэродинамической трубе 185 моделей. Были разработаны крупногабаритные панели крыла и планёра, новые конструкционные материалы, высокоэффективный крепёж. Впервые на крупном самолёте была применена электродистанционная система управления и бортовая автоматизированная система контроля. Для отработки компоновки и габаритов грузового салона также впервые был построен специальный стенд погрузки-выгрузки. Бортовые системы отрабатывались на 44 натурных и экспериментальных стендах. Стендовые испытания в общей сложности заняли 135000 часов, но позволили сократить программу лётных испытаний Ан-124 на 100 полётов. Первый прототип был изготовлен на Киевском авиазаводе (для этого был построен специальный корпус). Крылья были изготовлены в Ташкенте и доставлены в Киев при помощи специально переоборудованного Ан-22. Двигатели изготавливались в Запорожье, ВСУ - в Ступино, гидравлика - в Москве и Харькове. Всего для изготовления комплектующих было задействовано около 100 заводов. 24 октября 1982 года в торжественной обстановке прототип выкатили из сборочного цехаю. Первый полёт состоялся 24 декабря с аэродрома Святошино (экипаж лётчика-испытателя В.И.Терского), но ещё до полёта на борту самолёта появилось имя "Руслан". В ноябре 1983 года начались Государственные испытания, в которых участвовали лётчики ОКБ и НИИ ВВС. В конце 1984 года к программе испытаний присоединился второй лётный (ещё один самолёт использовался для статических испытаний) прототип. Серийное производство Ан-124 организовано на Киевском и Ульяновском авиазаводах в 1985 году. В июне 1985 года первый Ан-124 демонстрировался на международном авиасалоне в Ле Бурже. В декабре того же года состоялся первый полёт в интересах народного хозяйства (из Владивостока в Якутию доставлен самосвал фирмы "Юклид" массой 152 т). Госиспытания продолжались до декабря 1986 года. Затем в течение трёх лет проводились специальные испытания по определению характеристик самолёта в условиях облединения, при полёте в плотных боевых порядках, по возможности десантирования людей и грузов. Весной 1988 года Ан-124 впервые совершил посадку на ледовый аэродром на о. Грэм-Белл (Земля Франца-Иосифа). 28 марта 1991 года Ан-124 принят на вооружение ВТА. С января 1990 по декабрь 1992 года были проведены испытания на соответствие нормам лётной годности. 30 декабря 1992 года на Ан-124-100 получен Сертификат лётной годности от Авиарегистра МАК. Ан-124 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана с высоко расположенным крылом. Крыло стреловидное (28° по линии хорд) четырёхлонжеронное. Консоли крыла неразъёмные. Механизация крыла состоит из секционированных предкрылков, однощелевых закрылков типа Фаулер и интерцепторов. Фюзеляж выполнен двухпалубным с раздельной герметизацией палуб. Сечение фюзеляжа имеет вид восьмрки с радиусами 1,9 и 3,8 м. Конструкция клеесварная. Обтекатели, мотогондолы, створки шасси и заднего грузолюка выполнены из углепластика. Шасси 12-опорное (2 передних опоры и 10 основных), имеет независимую подвеску опор и индивидуальные механизмы их уборки. Для облегчения погрузки техники самолёт может "приседать". Силовая установка состоит из 4 ТРДД Д-18Т, расположенных на пилонах под крылом, и 2 ВСУ ТА-12. Топливо размещается в 13 крыльевых баках-кессонах. Фюзеляж имеет 2 грузовых люка: традиционный хвостовой и откидывающаяся вверх носовая часть. Ширина салона позволяет размещать технику в два ряда. На грузовом полу имеется 365 швартовочных узлов. Погрузочное оборудование состоит из 2 кранов по 2 тельфера грузоподъёмностью 5 т, 2 лебёдок (могут устанавливаться в любом месте грузовой кабины) с тянущим усилием до 3,5 тс. На второй палубе расположены: кабина экипажа, 2 трёхместных купе со спальными местами для отдыха сменного экипажа, гардероб, буфет, туалет, отсек РЭО, кабина сопровождающих грузы на 20 мест со своими буфетом, гардеробом и туалетами. Герметизация кабин раздельная. Во всех кабинах может поддерживаться плюсовая температура даже при разгерметизации. Самолёт Ан-124 предназначен для перевозки самоходной техники, грузов в контейнерах и на поддонах. Предусмотрена возможность десантирования грузов на платформах П-7 и П-15, техники на платформах ПРСМ-925, спасательных катеров "Гагара". Может выполнять полёты на всех географических широтах, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. В феврале 1987 года самолёт начал поступать на вооружение ВТА (два полка 12 Мгинской втад). За время военной службы Ан-124 неоднократно привлекались для решения военных и гражданских задач. В декабре 1988 года 9 самолётов 566 втап перевезли 2058 т грузов для пострадавших от землятресения в Армении. Во время войны в Чечне на "Русланах" было выполнено несколько десятков самолёто-вылетов. С их помощью в Центральную Африку доставлялись военнослужащие ООН и грузы из Франции. В 1990 один Ан-124 участвовал в эвакуации беженцев из Ирака и Кувейта (по 450 чел. за рейс). В 1991 году из Дюссельдорфа (Германия) в Дели (Индия) был перевезён генератор фирмы "Сименс" массой 135,2 т (эта операция занесена в "Книгу рекордов Гиннесса"). 9 мая 1995 года 2 Ан-124 участвовали воздушном параде в Москве в честь 50-летия Победы. 28 июля 1996 года Ан-124 №02-04 пролетел над Невой во время празднования 300-летия Российского флота. На "Руслане" установлено 30 международных авиационных рекордов. 26 июля 1985 года экипаж Терского установил в одном полёте сразу 21 мировой рекорд. Среди них абсолютный: подъём груза 171,219 т на высоту 10750 м (предыдущий результат, установленный американцами на C-5A, был 111,461 т на высоту 2000 м). В мае 1987 года смешанный экипаж (испытатели и военные) под командованием Терского совершил беспосадочный перелёт вдоль границ СССР протяжённостью 20151 км за 25 ч. 30 мин., перекрыв достижение B-52H (18245,5 км). 1 декабря 1990 года лётчики 235 втап совершили кругосветный перелёт (с промежуточными посадками) по маршруту Австралия - Южный полюс - Северный полюс - Австралия (50005 км за 78 ч. 16 мин.), попутно установив 7 мировых рекордов скорости. Производство "Русланов" в России было приостановлено в 1994 году. На Украине прозводство продолжалось до 2004 года. Всего построено 53 самолёта Ан-124 различных модификаций (19 в Киеве и 34 в Ульяновске), ещё 2 недостроенных стоят в цеху завода "Авиастар". В процессе эксплуатации самолёты постоянно дорабатываются. В настоящее время "Русланы" находятся на вооружении 61 ВА и эксплуатируются гражданскими авиакомпаниями России и Украины ("Авиалинии Антонова", "Волга-Днепр", "Полёт", планирует "Атлант-Союз"). Поставлялся на экспорт в Ливию (2 самолёта), ОАЭ (1). 4 самолёта передавались в лизинг Великобратинии. С 2006 года "Русланы" участвуют в перевозках грузов в интересах НАТО. В январе 2013 года МО РФ отказалось от планов возобновления производства Ан-124. Тогда эту задачу взяла на себя авиакомпания "Волга-Днепр", потребности которой до 2030 года оцениваются в 60 самолётов. Фотографии Ан-124 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|