В 1961 году в ОКБ-51 П.О.Сухого началась разработка усовершенствованного перехватчика Т-60, дальнейшего развития Су-15 (Т-58). На его базе под руководством главного конструктора Е.С.Фельснера началось проектирование ударного самолёта С-60 (позже С-6). Разными конструкторами было предложено несколько вариантов компоновки. Лучшим был признан вариант О.С.Самойловича. В 1963 году был построен полноразмеерный макет самолёта. В 1964 году из-за низких взлётно-посадочных характеристик работы по С-6 были свёрнуты и ОКБ приступило к разработке принципиально нового проекта, первоначально обозначенного как Т-58М. 21 августа 1965 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР, официально поручавшее ОКБ разработку Т-58М. Этим же постановлением предусматривалось создание прицельно-навигационной системы "Пума" и новых авиационных ракет С-8, С-24, Х-24. Первый вариант Т-58М для сокращения разбега предполагалось оснастить комбинированной силовой установкой с использованием 4 подъёмных двигателей РД-36-35. Но в это время на испытания вышел истребитель-бомбардировщик F-111 фирмы "Дженерал Дайнемикс" с крылом изменяемой стреловидности и двухместной кабиной с расположением лётчиков бок о бок. Было решено перекомпоновать Т-58М по американскому образцу. В марте 1966 года приёмной военной комиссии был представлен эскизный проект и макет самолёта Т-58М (вскоре получившего обозначение Т-6). Комиссия приняла решение о начале выпуска рабочей документации и передачи её на серийный завод. Осенью того же года на опытном заводе ОКБ П.О.Сухого (ММЗ "Кулон") началась постройка двух опытных образцов. Так как новые двигатели и БРЭО ещё не были готовы, на прототипе были установлены двигатели Р-27Ф2М-300 и макеты отсутствующего оборудования. 2 июля 1967 года ведущий лётчик-испытатель ОКБ В.С.Ильюшин поднял Т6-1 в небо. Осенью самолёт был оснащён штатными маршевыми двигателями АЛ-21Ф и подъёмными РД-36-35. Испытания Т6-1 показали сложность технической эксплуатации и пилотирования самолёта с большим количеством двигателей (2 маршевых и 4 подъёмных). К тому же подъёмные двигатели значительно увеличивали расход топлива. К этому времени в ЦАГИ был проведён большой объём экспериментальных работ (отмеченный в 1975 году Государственной премией) по изучению крыла с изменяемой стреловидностью, подтвердившие жизнеспособность такой схемы. Было принято решение отказаться на втором прототипе от подъёмных двигателей и установить крыло изменяемой стреловидности. 17 января 1969 года В.С.Ильюшин поднял в небо прототип Т6-2И. В 1972 году самолёт был запущен в серийное производство на Новосибирском авиазаводе под обозначением Су-24. Лётно-конструкторские и государственные испытания 17 опытно-серийных образцов продолжались до августа 1974 года. Испытания проходили трудно: в катастрофах было потеряно 10 прототипов. Но важность темы вынуждала продолжать работу. Всего было совершено около 2000 испытательных полётов. 4 февраля 1975 года Су-24 был принят на вооружение фронтовой авиации. Первые серийные самолёты поступили в 4 ЦБПиПЛС в Липецке. Су-24 построен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом изменяемой геометрии и цельноповоротным оперением. В конструкции фюзеляжа прямоугольного сечения широко использованы фрезерованные панели. Консоли крыла оснащены поворотными пилонами для подвески вооружения (впервые на отечественном самолёте). Кабина экипажа двухместная с расположением кресел К-36Д (К-36ДМ) рядом друг с другом. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. На самолётах первых серий предусматривалась установка лыжного шасси. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки. Самолёт оснащён (также впервые в отечественном самолётостроении) прицельно-навигационным комплексом ПНС-24 "Пума-А", в состав которого включены двухдиапазонная РЛС переднего обзора "Орион-А", многорежимная система автоматического управления САУ-6 с цифровой ЭВМ (также применена впервые) ЦВУ-10-058М "Орбита-10", радиолокатор предупреждения столкновения "Рельеф" и пассивная система радиолокационной разведки "Филин-Н" (её антенны расположены в носу самолёта на держателе изогнутой формы). В состав вооружения входят пушка ГШ-6-23, УР Р-55, Х-23, Х-28, Х-58, НУРСы С-8, С-13 и С-24, свободнопадающие бомбы (включая тактические ядерные), кассеты РБК-250, РБК-500 и КМГ-У. Для увеличения дальности полёта могут подвешиваться 2 ПТБ-3000 под крылом и 1 ПТБ-2000 под фюзеляжем. Самолётами Су-24 в первую очередь комплектовались части западных округов. Первой строевой частью, получившей бомбардировщики этого типа стал 4 гв.бап в Черняховске (ПрибВО). Летом 1979 года первые Су-24 появились в 16 ВА (ГСВГ). Позже полки на Су-24 появились во всех округах на территории СССР, а также в Северной группе войск. В боевых условиях самолёт впервые применён весной 1984 года в Афганистане и воевал там до вывода войск в 1989 году. Серийное производство продолжалось до 1983 года. Изготовлено более 500 бомбардировщиков Су-24. Дальнейшим развитием самолёта стал модернизированный Су-24М. Фотографии Cу-24 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|