В начале 1991 года ВВС СССР объявили конкурс на создание единого учебно-тренировочного самолёта. ОКБ им. А.С.Яковлева представило на конкурс проект самолёта Як-130. В разработке пректа с 1993 года активно участвовала итальянская фирма "Аэромакки". Прототип впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 года (лётчик-испытатель А.А.Синицын). В феврале 2003 года на Нижегородском авиационном заводе "Сокол" началось изготовление 4 лётных прототипов, на которых проводились государственные испытания. В ноябре 2007 года подписано предварительное заключение по первому этапу государственных испытаний и самолёт рекомендован в серию. Государственные испытания завершены в декабре 2009 года. На Иркутском авиазаводе предполагалось выпускать экспортный вариант, но в 2011 году производство полностью передано в Иркутск (сборка велась с 2008 года). Хвостовое оперение зготавливается в Улан-Удэ. Согласно концепции, разработанной в ОКБ, первоначальная подготовка пилота производится на самолётах Як-54 или Як-56. Як-130 предназначен для основной и повышающей подготовки. При проектировании самолёта рассматривались различные аэродинамические схемы. Исходя из необходимости совершать полёты на режимах, свойственных маневренным истребителям четвёртого и пятого поколений, было создано крыло умеренной стреловидности в сочетании с наплывом, обеспечивающее выход на углы атаки до 35°. Для увеличения аэродинамического качества в условиях крейсерского полёта законцовки крыла снабжены концевыми крылышками, снижающими индуктивное сопротивление. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик крыло имеет автоматически отклоняемые носки и трёхпозиционные закрылки типа "Фаулер". Для увеличения манёвренности стабилизатор выполнен цельноповоротным. Система управления трёхканальная электродистанционная, с четырёхкратным резервированием. В конструкции планера широ используются композиционные материалы, в основном углепластики. В качестве силовой установки используются два двигателя РД-35 (DV-2) совместной разработки заводов им. Климова и словацкого "Поважске Строярне" (ресурс 6000 часов). Предусмотрена установка двигателей АИ-222. Для повышения автономности базирования применена бортовая вспомогательная силовая установка. Автоматизированная система диагностики и контроля позволяет снизить время технического обслуживания самолёта до минимума. Компоновка приборных досок и пультов управления Як-130 близка к исребителям 4 и 5 поколений. Основной акцент сделан на выполнение тренировочных задач в интерактивном режиме с имитацией применения оружия в условиях движения целей, изменения помеховой установки и возможности анализа и разбора ошибок непосредственно в полёте и воспроизведения полёта на наземном тренажёре АЕМ-130. На начало 2014 года изготовлено 64 самолёта, в т.ч. 13 на заводе "Сокол". Поставлялся на экспорт в Алжир (16 самолётов). Планировалось также лицензионное производство в Бразилии и на Украине (на заводе "Одессаавиаремсервис"). Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|