L-39C

В 1956 году авиационная сессия СЭВ определила главное направление развития чехословацкой авиационной промышленности - создание учебных и лёгких транспортных самолётов. В больших количествах в ЧССР выпускался учебно-тренировочный самолёт L-29 "Дельфин". В 1963 году министерство обороны ЧССР выдало КБ, возглавляемое Я.Влчеком, технические требования к учебно-тренировочному самолёту второго поколения.

В январе 1964 года был утверждён предварительный проект самолёта L-39M1 "Махтренер" в комлектациях A, B и C. Позже характеристики будущего самолёта были согласованы с советским заказчиком. На самолёте предполагалось установить один двигатель (как на самом массовом истребителе Организации Варшавского договора МиГ-21 и перспективном МиГ-23) с осевым компрессором и тягой около 2000 кгс. Проект такого двигателя был разработан на заводе "Моторлёт"-Инонице, но ему предпочли советский АИ-25 конструкции А.Г.Ивченко. Первоначально предполагалось прменить на самолёте стреловидное крыло, но позже его заменили прямым с концевыми топливными баками. Много времени ушло на проработку вариантов формы и размещения воздухозаборников.

В 1965 году начались испытания модели самолёта в масштабе 1:5 в аэродинамических трубах ЦАГИ (в ЧССР их не было). В 1967 году государственной комиссии были представлены полномасштабные макеты кабины пилотов и передней части самолёта. После чего на заводе "Красный Летов" началось изготовление прототипов (всего их было 11). В начале 1968 года начались статические испытания на прототипе L-29X-01. В январе 1968 года были собран и первый лётный прототип - L-39X-02, но монтаж некоторых систем продолжался до конца года. 28 октября 1968 года на аэродроме в Водоходах на нём были выполнены первые руления и пробежки. 4 ноября лётчик-испытатель Р.Духонь поднял его в небо. После ряда доработок, выполнявшихся до конца ноября, испытания были продолжены. Позже к испытаниям подключились и другие прототипы.

Серийное производство L-39 под названием "Альбатрос" на заводе "Аэро-Водоходы" началось в сентябре 1971 года. В Водоходах осуществлялась лишь окончательная сборка, а комплектующие изготавливались на заводах "Технометра", "Микро-Техна", "Електросигнал" (Прага), "Тесла" (Братислава), "Йиглован" (Йиглава), "Мезит" (Угорски-Градиешти). В конце 1973 года в СССР поступили первые 14 самолётов L-39C.

L-39 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным крылом. Фюзеляж типа полумонокок. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Кабина оборудована кондиционером и катапультными креслами VS-1 (разработаны в ЛИИИ под руководством Г.Матейчика), обеспечивающими покидание самолёта в на любой высоте в диапазоне скоростей 150-910 км/ч. С 2006 года на российские самолёты устанавливаются новые катапультные кресла К-93 разрабтки НПО "Звезда". В качестве силовой установки использовался двигатель АИ-25В. В 1974-1975 годах двигатели АИ-25В были заменены на АИ-25ТЛ. На L-59 устанавливался более мощный DV-2 (на некоторых самолётах - F124-GA-100 тайваньской фирмы AIDC).

Самолёт L-39C стал основой обучающего комплекса, в который вошли пилотажный тренажёр TL-39 и тренажёр для отработки навыков катапультирования NKTL 29/39. Для текущего обслуживания самолёта предназначался мобильный комплекс автоматизированного диагностического оборудования KL-39.

На 15-й Международной машиностроительной выставке в Брно в 1973 году самолёт удостоен золотой медали. В 1977 году он экспонировался на 32 аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. В 1976 году большая группа конструкторов во главе с Я.Влчеком за создание самолёта была удостоена государственной премии Клемента Готвальда.

L-39C использовались в лётных училищах и строевых частях СССР в различных климатических условиях. Первым их получил 105 уап Черниговского ВВАУЛ. До 1990 года в СССР поступило 2094 самолёта L-39C. На 2005 год в России осталось около 800 самолётов (из них только 300 в лётном состоянии). На L-39C летает пилотажная группа "Русь".

С 1975 года самолёт начал поставляться и в другие страны: Алжир (32 L-39ZA), Афганистан (12 L-39C), Бангладеш (8 L-39ZA), Болгарию (36 L-39ZA), Венгрию (19 L-39ZO), Вьетнам (24 L-39C), Гвинею, ГДР (59 L-39ZO), Египет (48 L-59E), Индонезию, Ирак (22 L-39C и 59 L-39ZO), Йемен (12), Камбоджу (5), КНДР (12 L-39C), Кубу (30 L-39C), Ливию (181 L-39ZO), Нигерию (24 L-39ZA), Румынию (32 L-39ZA), Сирию (55 L-39ZO и 44 L-39ZA), Таиланд (28 L-39ZA/ART), Танзанию (12 L-59T), Тунис (12 L-39C), Уганду (3 L-39ZA), Эфиопию (20 L-39C). Несколько десятков самолётов находилось на вооружении ВВС самой Чехословакии. Производство продолжалось до 1999 года. Всего изготовлено 2904 самолёта L-39 различных модификаций.

Фотографии L-39 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • L-39X-01 - прототип для статических испытаний. Изготовлен в 1967 году.
  • L-39X-02 - первый лётный прототип. Отличался двигателем АИ-25. Изготовлен в 1968 году. Первый полёт 4 ноября 1968 года.
  • L-39X-03 - второй лётный прототип. Первый полёт 4 апреля 1969 года.
  • L-39X-04 - прототип для наземных прочностных испытаний.
  • L-39X-05 - третий лётный прототип. Отличался формой воздухозаборников. Первый полёт 23 сентября 1969 года. С 1976 года является экспонатом музея авиации ЧССР в Кбели.
  • L-39X-06 - прототип с двигателем АИ-25В (в начале 1973 года земенён на АИ-25ТЛ). Первый полёт 28 апреля 1970 года.
  • L-39X-07 - пятый лётный прототип. Отличался формой переходов от крыла к фюзеляжу, консольными топливными баками, элеронами, рулями высоты и поворота увеличенной площади. Первый полёт 15 декабря 1970 года. С 1973 года проходил испытания в советском НИИ ВВС.
  • L-39X-08 - прототип L-39V.
  • L-39X-09 - прототип L-39Z. Отличался узлами подвески вооружения. Позже под фюзеляжем установлена пушка ГШ-23. Первый полёт 25 июня 1975 года.
  • L-39X-10 - прототип L-39Z. Отличался усиленным шасси. Первый полёт 29 марта 1976 года.
  • L-39C - учебный самолёт. Поставлялся в СССР.
  • L-39MS - модернизированный. Отличался новой авионикой и двигателями DV-2. Первый полёт 30 сентября 1986 года. В 1991-1992 годах изготовлено 5 самолётов.
  • L-39MSV - буксировщик мишеней на базе L-39MS.
  • L-39NG - модернизированный. Отличается двигателями FJ44-4M, БРЭО фирмы "Генезис Аэросистемзс". Первый полёт 14 сентября 2015 года.
  • L-39S - самолёт с улучшенными характеристиками (проект). Отличался наличием сдува пограничного слоя с верхней поверхности крыла.
  • L-39V - буксировщик мишеней. Отличался одноместной кабиной. На месте кабины инструктора размещался барабан с тросом длиной 1700 м. Разработан в 1972 году. Изготовлено 45 самолётов. Поставлялся в ГДР.
  • L-39Z (L-39ZO) - учебно-боевой. Отличался усиленным крылом, наличием пушки ГШ-23 и 4 крыльевых пилонов для подвески вооружения и ПТБ (2 по 150 или 350 л). Разработан в 1973 году. Выпускался в 1975-1985 годах.
  • L-39ZA - лёгкий штурмовик и разведчик. Отличался усиленной конструкцией крыла и шасси.
  • L-39ZA/ART - вариант L-39ZA с БРЭО израильской фирмы Элбит. Разработан в 1994 года для Таиланда.
  • L-59E - экспортный вариант L-39MS для Египта. Первый полёт 29 января 1993 года. Выпускается с 1992 года. Изготовлено 48 самолётов.
  • L-59T - экспортный для Танзании. В 1996 году изготовлено 12 самолётов.
  • L-139 - дальнейшее развитие L-39.

Лётно-технические характеристики (L-39C)

Двигатель АИ-25ТЛ
Взлётная тяга, кгс 1720
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

9,46
12,13
4,77
Площадь крыла, м2 18,8
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

3466
4370
4700
Запас топлива, кг 980
Скорость максимальная на высоте 5000 м, км/ч 750
Максимальная скороподъёмность, м/с 22
Дальность полёта, км:

практическая
максимальная

1100
1750
Практический потолок, м 11500
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8,0
Длина разбега, м

пробега, м

480
600
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Вочек Я. Омнипол предлагает // Крылья Родины. - 1986. - №3. - С. 32-33.
  2. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 218-221.
  3. Котлобовский А., Столяр М., Мараев Р. "Альбатрос" - птица пражской весны // авиация и Время. - 2005. - №6. - С. 4-34.
  4. Пазынич С. "Альбатрос" для СССР // М-Хобби. - 2003. - №5. - С. 20-29.
  5. Сойко Н. Нестареющий "Альбатрос": Об УТС L-39 // Крылья Родины. - 1998. - №11. - С. 9-17.
Спортивные | На главную