В 1956 году авиационная сессия СЭВ определила главное направление развития чехословацкой авиационной промышленности - создание учебных и лёгких транспортных самолётов. В больших количествах в ЧССР выпускался учебно-тренировочный самолёт L-29 "Дельфин". В 1963 году министерство обороны ЧССР выдало КБ, возглавляемое Я.Влчеком, технические требования к учебно-тренировочному самолёту второго поколения. В январе 1964 года был утверждён предварительный проект самолёта L-39M1 "Махтренер" в комлектациях A, B и C. Позже характеристики будущего самолёта были согласованы с советским заказчиком. На самолёте предполагалось установить один двигатель (как на самом массовом истребителе Организации Варшавского договора МиГ-21 и перспективном МиГ-23) с осевым компрессором и тягой около 2000 кгс. Проект такого двигателя был разработан на заводе "Моторлёт"-Инонице, но ему предпочли советский АИ-25 конструкции А.Г.Ивченко. Первоначально предполагалось прменить на самолёте стреловидное крыло, но позже его заменили прямым с концевыми топливными баками. Много времени ушло на проработку вариантов формы и размещения воздухозаборников. В 1965 году начались испытания модели самолёта в масштабе 1:5 в аэродинамических трубах ЦАГИ (в ЧССР их не было). В 1967 году государственной комиссии были представлены полномасштабные макеты кабины пилотов и передней части самолёта. После чего на заводе "Красный Летов" началось изготовление прототипов (всего их было 11). В начале 1968 года начались статические испытания на прототипе L-29X-01. В январе 1968 года были собран и первый лётный прототип - L-39X-02, но монтаж некоторых систем продолжался до конца года. 28 октября 1968 года на аэродроме в Водоходах на нём были выполнены первые руления и пробежки. 4 ноября лётчик-испытатель Р.Духонь поднял его в небо. После ряда доработок, выполнявшихся до конца ноября, испытания были продолжены. Позже к испытаниям подключились и другие прототипы. Серийное производство L-39 под названием "Альбатрос" на заводе "Аэро-Водоходы" началось в сентябре 1971 года. В Водоходах осуществлялась лишь окончательная сборка, а комплектующие изготавливались на заводах "Технометра", "Микро-Техна", "Електросигнал" (Прага), "Тесла" (Братислава), "Йиглован" (Йиглава), "Мезит" (Угорски-Градиешти). В конце 1973 года в СССР поступили первые 14 самолётов L-39C. L-39 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным крылом. Фюзеляж типа полумонокок. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Кабина оборудована кондиционером и катапультными креслами VS-1 (разработаны в ЛИИИ под руководством Г.Матейчика), обеспечивающими покидание самолёта в на любой высоте в диапазоне скоростей 150-910 км/ч. С 2006 года на российские самолёты устанавливаются новые катапультные кресла К-93 разрабтки НПО "Звезда". В качестве силовой установки использовался двигатель АИ-25В. В 1974-1975 годах двигатели АИ-25В были заменены на АИ-25ТЛ. На L-59 устанавливался более мощный DV-2 (на некоторых самолётах - F124-GA-100 тайваньской фирмы AIDC). Самолёт L-39C стал основой обучающего комплекса, в который вошли пилотажный тренажёр TL-39 и тренажёр для отработки навыков катапультирования NKTL 29/39. Для текущего обслуживания самолёта предназначался мобильный комплекс автоматизированного диагностического оборудования KL-39. На 15-й Международной машиностроительной выставке в Брно в 1973 году самолёт удостоен золотой медали. В 1977 году он экспонировался на 32 аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. В 1976 году большая группа конструкторов во главе с Я.Влчеком за создание самолёта была удостоена государственной премии Клемента Готвальда. L-39C использовались в лётных училищах и строевых частях СССР в различных климатических условиях. Первым их получил 105 уап Черниговского ВВАУЛ. До 1990 года в СССР поступило 2094 самолёта L-39C. На 2005 год в России осталось около 800 самолётов (из них только 300 в лётном состоянии). На L-39C летает пилотажная группа "Русь". С 1975 года самолёт начал поставляться и в другие страны: Алжир (32 L-39ZA), Афганистан (12 L-39C), Бангладеш (8 L-39ZA), Болгарию (36 L-39ZA), Венгрию (19 L-39ZO), Вьетнам (24 L-39C), Гвинею, ГДР (59 L-39ZO), Египет (48 L-59E), Индонезию, Ирак (22 L-39C и 59 L-39ZO), Йемен (12), Камбоджу (5), КНДР (12 L-39C), Кубу (30 L-39C), Ливию (181 L-39ZO), Нигерию (24 L-39ZA), Румынию (32 L-39ZA), Сирию (55 L-39ZO и 44 L-39ZA), Таиланд (28 L-39ZA/ART), Танзанию (12 L-59T), Тунис (12 L-39C), Уганду (3 L-39ZA), Эфиопию (20 L-39C). Несколько десятков самолётов находилось на вооружении ВВС самой Чехословакии. Производство продолжалось до 1999 года. Всего изготовлено 2904 самолёта L-39 различных модификаций. Фотографии L-39 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики (L-39C)
Литература
|