Су-17М4

Существенным недостатком истребителя-бомбардировщика Су-7Б была высокая посадочная скорость, затруднявшая его использование с грунтовых аэродромов. В начале 60-х годов в ЦАГИ по предложению П.П.Красильщикова был разработан проект оснащения Су-7Б крылом, консольная часть которого была способна менять угол стреловидности. При этом фюзеляж и центроплан оставались практически неизменными. Проект был поддержан П.О.Сухим и в 1965 году начались работы по созданию такого самолёта (первоначальное обозначение МС-19). Возглавил работу главный конструктор Н.Г.Зырин (позже его сменил С.Селезнёв). В 1966 году был изготовлен прототип С-22И (переоборудован из серийного Су-7БМ). На самолёте был усилен центроплан, установлены поворотные консоли, управлявшиеся гидромоторами. Все эти меры привели к утяжелению самолёта на 400 кг. По рекомендации ЦАГИ кроме закрылков была применена и механизация передней кромки крыла. Для повышения долговечности поворотного узла ЦИАТИМ разработал специальную смазку - "Свинцоль-01". 2 августа 1966 года С-22И совершил первый полёт (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). 9 июля 1967 года новый самолёт был показан на воздушном пораде в Тушино. К концу 1967 года заводские испытания были завершены.

В 1969 году была выпущена опытная серия из 12 самолётов С-32. Их конструкция была доработана: изменена топливная система, установлен гаргрот на фюзеляже, число точек внешней подвески увеличено до 6, установлено более совершенное БРЭО. Серийное производство самолёта под обозначением Су-17 началось в 1970 году на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А.Гагарина. В 1971 году он полностью сменил в сборочном цехе Су-7БКЛ. Первые 10 машин были направлены в 4 ЦБП и ПЛС в Липецке. В 1973 году самолёт принят на вооружение советских ВВС. В первую очередь новыми самолётами оснащались полки 1 ОДВА (Дальневосточный ВО) и 23 ВА (Забайкальский ВО), что было вызвано обострившимися отношениями с Китаем и близостью к заводу-изготовителю. Первым их получил 523 Оршанский ибап. Модификация Су-17М в первую очередь направлялась в части 16 ВА (ГСВГ), противостоящей наиболее сильной группировке НАТО.

Су-17 построен по аэродинамической схеме среднеплана с крылом изменяемой геометрии (в пределах 30-63°) и цельноповоротным оперением. Консоли крыла поворачиваются при помощи двух гидромоторов ГМ-40, для большей надёжности работающих от двух независимых гидросистем. Для синхронизации поворота консолей гидромоторы соединялись между собой карданным валом. Воздухозаборник носовой с центральным телом. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Имеется возможность установки лыжного шасси. Силовая установка состоит из ТРДФ АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки (на самолётах ранних серий устанавливался АЛ-7Ф1-250). Для удобства замены двигателя хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением выполнена отъёмной. Для сокращения разбега могли применяться пороховые ускорители СПРД-110. Топливо размещается в 5 фюзеляжных баках и крыльевых баках-кессонах. Предусмотрена подвеска 2 подфюзеляжных ПТБ ёмкостью 600, 800, 1150 и 1500 л. На 8 (на ранних модификациях - 6) узлах внешней подвески самолёт может нести свободнопадующие бомбы массой по 100, 250 и 500 кг; контейнеры КМГ-У; НАР С-3К, С-5, С-8, С-13, С-24 и С-25; УР Х-23. Пушечное вооружение состоит из двух 30-мм пушек НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов. Дополнительно на консолях крыла могут подвешиваться пушечные контейнеры СППУ-22 (до 4 шт. на Су-17М4). Начиная с модификации Су-17М2 система вооружения дополнена ракетами Х-25Л, Х-29Л, Р-60. На Су-17М3 появилась возможность применения Х-25П и Х-28. Самолёт способен нести тактическое ядерное оружие.

В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. В 1970-1990 годах было изготовлено 1866 самолётов Су-17 различных модификаций. Модификации Су-17М3 и Су-17М4 принимали участие в афганской войне вплоть до вывода советских войск из Афганистана (в самом начале войны в боях принимал участие 217 апиб, вооружённый самолётами Су-17). На основе опыта боевого применения был проведён ряд доработок, поышающих боевую живучесть (установлены ИК-ловушки и бронеплиты, прикрывающие нижнюю часть фюзеляжа). Разведчики Су-17М3Р появились в Афганистане в 1984 году, сменив прежние МиГ-21Р. Самолёты семейства Су-17 применялись во время первой чеченской войны.

В 1997 году истребительно-бомбардировочная авиация в России была упразнена. Последние Су-17М4 эксплуатировались в составе ВВС Черноморского флота до 1998 года, пока их не сменили Су-24М. В ВВС России остались одни разведчики Су-17М4Р, остальные находится на базах хранения или утилизируются. Самолёты семейства Су-17 имеются на Украине, в Туркмении и Узбекистане. В конце 90-х годов ОКБ им. П.О.Сухого разработало варианты модернизации самолётов семейства Су-17 для расширения их боевых возможностей.

Фотографии Cу-17 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • С-22И - прототип. Первый полёт 2 августа 1966 года.
  • Су-17 (С-32) - первый серийный вариант. Оснащался двигателем АЛ-7Ф1-250. Выпускался в Комсомольске-на-Амуре в 1969-1975 годах. Изготовлено 250 самолётов. Поставлялся в Египет.
  • Су-17М (С-32М) - модернизированный. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3, изменённой конструкцией фюзеляжа, новой топливной системой, составом оборудования, 2 дополнительными узлами внешней подвески. Первый полёт в декабре 1971 года. Выпускался в 1971-1976 годах.
  • Су-17М2 (С-32М2, С-42) - модернизированный. Отличался удлинённой на 200 мм носовой частью и увеличенной кабиной пилота. На самолёте был установлены лазерный дальномер-целеуказатель "Фон-1400", оптический прицел АСП-17С и комбинированный прицел ПБК-3-17С. Запас топлива увеличен на 200 л. Первый полёт в декабре 1973 года. Выпускался в 1975-1979 годах. Принят на вооружение 3 февраля 1976 года.
  • Су-17М2-Д - доработанный. Отличался установкой доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-7, контейнерным вариантом размещения аппаратуры управления ракетой Х-23.
  • Су-17М2Р - разведчик. Отличался подвесным контейнером для комплексной разведки ККР-1/54 и станцией постановки активных помех.
  • Су-17М3 (С-52, Су-19) - модернизированный. Разработан на базе Су-17УМ. Отличался конструкцией кабины пилота, увеличенным гаргротом, подфюзеляжным гребнем, усиленным шасси, новым прицельным комплексом и дополнительными топливными баками. Первый полёт в 1976 году. Выпускался в 1976-1981 годах.
  • Су-17М3-58-27 - летающая лаборатоия для отработки ракет Х-27ПС, Х-58У.
  • Су-17М3П (С-52П) - доработанный. Оснащался противолокационным вооружением Х-27ПС, Х-58 с аппаратурой целеуказания "Вьюга-17". Переоборудована в строю часть Су-17М3.
  • Су-17М3Р - разведчик на базе Су-17М3.
  • Су-17М4 (С-54) - последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах.
  • Су-17М4Н (С-54Н, С-56, Су-17М6) - самолёт с неподвижным крылом (проект). Отличался двигателем АЛ-31Ф и обновлённым составом БРЭО. Разрабатывался в начале 80-х годов.
  • Су-17М4Р (С-54Р) - разведчик на базе Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т или ККР-1/2.
  • Су-17УМ (С-52У) - учебно-боевой. Выпускался в 1976-1981 годах.
  • Су-20 (С-32МК) - экспортный вариант Су-17М (коммерческий). Выпускался в 1973-1976 годах.
  • Су-22 (С-32М2К) - экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29БС-300. Выпускался в 1976-1980 годах.
  • Су-22М (С-52К) - экспортный вариант Су-17М3. Выпускался в 1977-1981 годах.
  • Су-22М3 (С-32М3К) - экспортный с полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов.
  • Су-22М4 (С-54К) - экспортный вариант Су-17М4. Выпускался в 1984-1990 годах.
  • Су-22УМ (С-52УК) - экспортный учебно-боевой. Выпускался с 1979 года.

Лётно-технические характеристики

Су-17 Су-17М4
Двигатель АЛ-7Ф-1 АЛ-21Ф-3
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

6800
9600
7800
11200
Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 30°
разиах крыла при стреловидности 63°
длина с ПВД
высота

13,68
10,025
18,097
4,962
13,68
10,025
19,026
5,129
Площадь крыла при 30°, м2 38,49 38,49
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

9950
16270
12161
19700
Запас топлива, кг 2790 3770
Боевая нагрузка, кг 2500 4070
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
взлётная
посадочная

1350
350
275
1350
360
285
Максимальное число М 2,1 1,75
Максимальная скороподъёмность, м/с 210 230
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км 1930 2550
Практический потолок, м 16350 15200
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5 7,5
Длина разбега, м

пробега, м

1250
700
1500
1100
Экипаж, чел. 1 1

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 110-114.
  2. Васильев Н. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. - 1994. - №3-4. - С. 34-35.
  3. Лаврентьев Е. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. - 1992. - №№ 2, 3.
  4. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 122-132.
  5. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 20-21.
  6. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 29-30.
  7. Марковский В.Ю. Афганские "стрижи". // М-Хобби. - 2003. - №3. - С. 36-40.
  8. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // АэроХобби. - 1994. - №3.
  9. Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Истребитель-бомбардировщик Су-17. - М.: Экспринт, 2000.
  10. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17. // Крылья Родины. - 1991. - №9. - С. 33-34.
Истребители-бомбардировщики | На главную