Су-17УМ Су-22УМ ВВС Словакии

В 70-х годах строевые полки получали всё больше истребителей-бомбардировщиков семейства Су-17, но лётчикам приходилось тренироваться на устаревших Су-7УБ, которые существенно отличались по своим лётным характеристикам. В декабре 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании модификации Су-17 с улучшенным обзором из кабиныи (Су-17М3) и учебно-боевого варианта, причём последнему отдавался приоритет. Если раньше учебно-боевые модификации в ОКБ П.О.Сухого создавались путём вставки в фюзеляж двухместной кабины, то при разработке С-52У было решено заново перепроектировать носовую часть фюзеляжа. При этом кабина получила больший угол наклона вперёд (на 3°). Объём фонаря был увеличен, что привело к изменению формы гаргрота. Существенным нововведением стало применение катапультных кресел К-36Д, обеспечивавших катапультирование во всём диапазоне высот на скоростях от максимальной до 75 км/ч. Первый полёт прототипа состоялся в сентябре 1975 года (лётчик-испытатель В.Кречетов). Серийное производство под обозначением Су-17УМ началось в 1976 году.

Конструкция Су-17УМ аналогична Су-17М3. Отличие заключается в установке двухместной кабины экипажа. При этом уменьшен запас топлива во внутренних баках и бомбовая нагрузка. Левая пушка отсутствует. В комплексе управляемого оружия оставлены только ракеты Х-25Л и Р-60.

Су-17УМ выпускался в Комсомольске-на-Амуре в 1976-1981 годах. Параллельно выпускался экспортный Су-22УМ, имевший упрощённый состав БРЭО и вооружения. С 1982 года начал выпускаться модернизированный Су-22УМ3 с двигателем Р-29БС-300. В 1983 году было принято решение, разрешавшее поставки на экспорт двигателей АЛ-21Ф-3, что позволило использовать в производстве один стапель для советских и экспортных самолётов. Производство Су-22УМ3К с этим двигателем продолжалось до 1985 года. Учебно-боевые самолёты поставлялись как в строевые части, так и в военные училища (например, в Борисоглебское, Краснодарское и Ейское военно-морское).

Фотографии Cу-17УМ/22УМ можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Су-17УМ (С-52У) - учебно-боевой. Выпускался в 1976-1981 годах.
  • Су-17УМ3 (С-52УМ3) - доработанный. Отличался удлинённой законцовкой киля и подфюзеляжным гребнем. Первый полёт в октябре 1978 года. В 1979-1980 годах на авиаремонтных предприятих переоборудованы все ранее выпущенные Су-17УМ.
  • Су-22УМ (С-52УК) - экспортный (коммерческий). Отличался упрощенным составом БРЭО и вооружения. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1980-1982 годах.
  • Су-22УМ3 (С-52УМ3К) - экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для Венгрии.
  • Су-22УМ3К - экспортный с двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

Лётно-технические характеристики Су-17УМ

Двигатель АЛ-21Ф-3
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

7800
11200
Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 30°
разиах крыла при стреловидности 63°
длина с ПВД
высота

13,68
10,025
19,026
5,129
Площадь крыла при 30°, м2 38,49
Масса, кг:

пустого
взлётная максимальная

11550
19630
Запас топлива, кг 3740
Боевая нагрузка, кг 3000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
взлётная
посадочная

1350
380
280
Максимальное число М 2,1
Максимальная скороподъёмность, м/с 220
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км 2500
Практический потолок, м 14000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7,5
Длина разбега, м

пробега, м

1600
900
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 122-132.
  2. Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Истребитель-бомбардировщик Су-17. - М.: Экспринт, 2000.
Истребители-бомбардировщики | На главную