Х-27

Разработка противолокационной ракеты Х-27 ("изделие 72", Х-27ПС) началась в ОКБ "Звезда" в 1972 году под руководством И.И.Картукова. За основу конструкции была взята ракета Х-25. Но ограничиться только установкой новой ГСН не удалось - требовалось значительное увеличение дальности пуска. Поэтому потребовалось разработать новые двигатель, системы энергообеспечения и управления. Увеличение стартовой массы пришлось компенсировать снижением массы БЧ и устанением дополнительной БЧ. Головки самонаведения разрабатывались НПО "Автоматика".

Государственные испытания ракета Х-27 прошла в 1975-1976 годах. Испытания проходили с использованием самолёта МиГ-27. После выполнения ряда доработок ракета успешно прошла повторные испытания в июне 1977 года. Принята на вооружение в сентябре 1980 года.

Р-27 построена по нормальной аэродинамической схеме. В носовом отсеке установлена головка самонаведения ПРГС-1ВП или ПРГС-2ВП (в зависимости от типа цели). Второй отсек занимают рулевые приводы и система управления СУР-73. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществляется от баллона со сжатым воздухом (по сравнению с Х-25 ёмкость боллона увеличена). В третьем отсеке размещается осколочно-фугасная БЧ типа Ф-27. Для усиления поражающего действия БЧ насыщена металлическими включениями. БЧ снабжена контактным взрывателем. В четвёртом отсеке установлен твердотопливный ракетный двигатель ПРД-276 с топливным зарядом 81 кг и боковыми соплами. За ним идёт отсек энергообеспечения, в котором установлена ампульная аккумуляторная батарея. Ракета применяется с пускового устройства АПУ-68.

Ракета предназначена для оснащения самолётов фронтовой авиации и борьбы с РЛС противника. Головка ПРГС-1ВП предназначена для наведения на цели с непрерывным узлучением диапазона А и обладает углом захвата 60-100°, позволяя пеленговать станции не только по основному лучу, но и по его боковым лепесткам диаграммы направленности. Обеспечивает обнаружение и наведение на одну из трёх РЛС на одной позиции, отличающихся по рабочим частотам; переключение наведения в полёте при выключении РЛС целеуказания на другую станцию на той же позиции; повторный захват при пропадании сигнала или смене несущей частоты; приоритетный захват РЛС подсвета как наиболее опасной; возможность перенацеливания и пуска по другой РЛС. Головка ПРГС-2ВП служит для атаки целей с импульсным излучением диапазона А' и позволяет также селектировать сигналы, выделяя их среди помех, и кратковременно запоминать положение РЛС при её выключении, продолжая следить в этой зоне.

Информация о цели вводится в автопилот при помощи станции Л-086 "Вьюга". После пуска автопилот ведёт к цели ракету на малой высоте. На конечном участке траектории ракета делает "горку" и пикирует на цель под углом 27-30°. Подрыв БЧ осуществляется при непосредственном контакте с антенными системами РЛС.

Модификации:

  • Х-27ПС ("изделие 721") - с головкой ПРГС-1ВП (Л-077).
  • Х-27ПС ("изделие 727") - с головкой ПРГС-2ВП (Л-015).

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения
размах рулей

4194(4294)
275
755
493
Стартовая масса, кг 301(303)
Масса боевой части, кг 90,6
Максимальная скорость, км/ч 3170
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

40
8
Время управляемого полёта, с 90
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 550-1500
Диапазон высот применения, м 50-5000

Литература

  1. Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. - 2000. - №1. - С. 24-25.
  2. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 16-18.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2002. - №5. - С. 34-37.
Вооружение | На главную