Су-24М

Разработка модернизированного фронтового бомбардировщика Су-24М в ОКБ им. П.О.Сухого началась в соотвествии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Он является дальнейшим развитием Су-24. На самолёт был установлен новый прицельно-навигационный комплекс ПНС-24М "Тигр-НС", повысивший точность бомбометания и обеспечивающий применение новых типов боеприпасов. В состав комплекса входили усовершенствованная центральная цифровая вычислительная машина ЦВУ-10-058К и ряд прицельных подсистем, среди которых была лазерно-телевизионная прицельная станция ЛТПС-24 "Кайра-24". Максимальная масса подвесного вооружения была доведена до 8000 кг. В 1976 году прицельный комплекс был отработан на одном из первых серийных Су-24, получившем обозначение Т8М-22. В 1977 году был изготовлен прототип Т6М-8 (переоборудован из Т6-8Д). 24 июня он впервые поднялся в небо. Для испытаний системы дозаправки топливом были выделены 2 Су-24. На втором этапе Государственных испытаний проверялись боевые качества. При этом было задействовано уже 7 самолётов. Испытания продолжались до весны 1981 года. Серийное производство Су-24М началось в 1978 году в Новосибирске. Принят на вооружение в 1983 году.

Су-24М представляет собой свободнонесущий высокоплан. Конструкция цельнометаллическая. В конструкции фюзеляжа прямоугольного сечения широко использованы фрезерованные панели. Крыло стреловидное с изменяемой геометрией (стреловидность по передней кромке от 16° до 69°). Консоли крыла снабжены поворотными пилонами для подвески вооружения. Стабилизатор цельноповоротный. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Все стойки убираются в фюзеляж. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ АЛ-21Ф-3А. Су-24М стал первым отечественным тактическим самолётом, оснащённым системой дозаправки топливом в воздухе. Убирающийся топливоприёмник размещён перед фонарём кабины пилотов. Под крылом возможно подвеска двух ПТБ по 3000 л.

В состав вооружения входят: пушка ГШ-6-23М, до трёх пушечных контейнеров СППУ-6-23, свободнопадающие и корректируемые бомбы калибром до 1500 кг, разовые бомбовые кассеты, контейнеры КМГУ-2, блоки с неуправляемыми ракетами С-5, С-8, С-13, С-24, С-25, управляемые ракеты Х-25Л, Х-29, Х-29М, Х-58, Х-59. Для самообороны могут подвешиваться 2-4 ракеты Р-60М. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на 8 узлах подвески (4 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных). БРЭО Су-24М позволяет прицельно поражать наземные и надводные цели в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе с малых высот при ручном и автоматическом управлении самолётом.

Первые серийные Су-24М в июне 1981 года прибыли в Воронеж в 760 иисап 4 ЦБП. Там же в 1984-1985 годах успешно прошли войсковые испытания. Позже самолёт начал поступать в строевые части, причём в первую очередь западных округов, а также на территории ГДР и Польши. Впервые продемонстрирован журналистам в 1984 году во время крупных учений в Чехословакии. В 1991 году экспонировался на выставке вооружений в Дубаи.

Начало боевого применения Су-24М относится к весне 1984 года, когда он вместе с Су-24 начал воевать в Афганистане. Он широко применялся во время первой и второй чеченских войн. В 1991 году азербайджанские самолёты принимали ограниченное участие в войне в Нагорном Карабахе. 14 февраля 1992 года 6 самолётов 7 бап с аэродрома Староконстантинов в знак протеста против принятия присяги Украине со знаменем полка перелетели в Смоленск. С сентября 2015 года применяются в Сирии против группировки ИГИЛ.

Постановлением Правительства РФ производство было прекращено в 1993 году (фактически раньше). Всего изготовлено более 770 самолётов Су-24М различных модификаций (вместе с Су-24 - около 1300). После распада СССР фронтовая авиация России получила 365 бомбардировщиков Су-24 и Су-24М, ещё 70 - авиация ВМФ. Украине достались 205 бомбардировщиков, Белоруссии - 42, Казахстану - 37, Азербайджану - 11. Су-24МК поставлялся на экспорт в Алжир (10 самолётов), Ирак (24), Ливию (6), Сирию (20). Предполагались поставки в Индию, но контракт был расторгнут. Иракские самолёты в 1990 году перелетели в Иран. 12 из них позже после длительных переговоров вернулись в Ирак, остальные так и остались в Иране. В 2000 году было подписано соглашение о поставке в Алжир 22 Су-24, выведенных из состава ВВС России.

Фотографии Cу-24 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Т6М-22 - летающая лаборатория для отработки систем целеуказания. Первый полёт в 1976 году.
  • Т6М-8 - прототип. Первый полёт 24 июня 1977 года.
  • Су-24М (Т-6М, "изделие 44") - модернизированный фронтовой бомбардировщик.
  • Су-24МК (Т-6МК, "изделие 45") - экспортный (коммерческий). Отличался составом оборудования.
  • Су-24ММ - с увеличенной дальностью полёта (проект). Отличался двигателями АЛ-31Ф, третим воздухозаборником над фюзеляжем, составом БРЭО. Разрабатывался в 1985 году.
  • Су-24МР (Т-6МР, "изделие 48") - тактический разведчик. Принят на вооружение в 1982 году.
  • Су-24МП (Т-6МП, "изделие 46") - постановщик помех.
  • Су-24М2 - модернизированный. Отличается составом БРЭО. В состав вооружения включены ракеты Х-31А, Х-31П, Р-73. Может выполнять бомбометание со свободного маневра.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-21Ф3
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7800
2х11200
Габариты, м:

размах крыла (при стреловидности 16°)
длина с ПВД
высота

17,638
24,594
6,193
Площадь крыла, м2

при стреловидности 16°
при стреловидности 69°

55,16
51,0
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

22300
33500
39700
Максимальная боевая нагрузка, кг 8000
Запас топлива, л 11700
Максимальное число М 1,6
Скорость максимальная без подвесок, км/ч:

на высоте 200 м
на большой высоте

1400
1700
Практический потолок, м 11000
Тактический радиус действия (с ПТБ), км 560
Дальность полёта, км:

практическая с 2 дозаправками
перегоночная с 1 дозаправкой

2850
4270
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5
Длина разбега, м

пробега, м

1150-1250
950-1000
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 115-120.
  2. Гордон Е.И. Грозный "Фехтовальщик" // Аэрохобби. - 1994. - №2.
  3. Кричевцов А. "Ночной пират" на свету // Крылья Родины. - 1991. - №4. - С. 16-19.
  4. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 35-52.
  5. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 30-31.
  6. Левин М.А. Фронтовой бомбардировщик Су-24 и его "американский дядюшка" // Крылья Родины. - 1994. - №№ 10, 11.
  7. Логвинов Л., Рудницкий Ю. Самолёт Су-24 с крылом изменяемой стреловидности // Техника воздушного флота. - 1990. - №2.
  8. Логвинов Л., Яковлев В. Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Авиация и космонавтика. - 1991. - №5.
  9. Мороз С.Г., Приходченко И. Фронтовой бомбардировщик Су-24. - М.: "Экспринт", 2004.
  10. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 196-198.
  11. Фомин А. Фронтовой бомбардировщик Су-24. - М.: POLYGON, "Стрелец", 1996.
  12. Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 22-23.
  13. Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 12-17.
  14. Фронтовой бомбардировщик Су-24М // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 7-9.
Бомбардировщики | На главную