АЛ-21Ф-3

Разработка турбореактивного двигателя третьего поколения АЛ-21Ф началась в ОКБ-165 А.М.Люльки в 1965 году. Реализация предъявленных требований была осуществлена на пределе возможностей одноконтурной одновальной схемы ТРД. Большое влияние на конструкцию оказало изучение трофейного двигателя J79, доставленного из Вьетнама. В конце 1966 года изготовлены первые экземпляры АЛ-21Ф. Серийное производство началось в 1967 году на Московском моторостроительном заводе "Салют" и Омском моторостроительном заводе им. П.И.Баранова.

АЛ-21Ф состоит из осевого 14-ступенчатого компрессора, осевой одновальной активно-реактивной трёхступенчатой турбины, прямоточной трёхстабилизаторной форсажной камеры, систем регулирования, питания топливом и маслом, электрооборудования и противооблединения. 10 направляющих аппаратов компрессора (включая входной) имеют поворотные лопатки, управляемые регулятором в зависимости от частоты вращения ротора. Ротор компрессора барабанно-дисковый. На торцах барабанных участков дисков выполнены шлицы, по которым диски соединяются друг с другом. Пакет дисков стягивается при помощи 3 телескопических труб. Часть статора покрыта "мягкой" специальной смесью, которая защищает торцы рабочих лопаток от износа и поддерживает малые радиальные зазоры. Камера сгорания трубчато-кольцевая, с 12 жаровыми трубами, имеющими центробежные форсунки. Рабочие лопатки первой ступени и сопловые лопатки первой и второй ступеней охлаждаются воздухом, отбираемым от компрессора (на крейсерском режиме с целью повышения экономичности воздух не подаётся). Форсажная камера состоит из фронтового устройства, форсажной трубы и всережимного сверхзвукового сопла. Детали, работающие при высоких температурах, изготовлены из жаропрочных материалов. Детали компрессора выполнены из титана.

Капитальный ремонт АЛ-21Ф осуществлялся на авиаремонтном заводе №712 в Челябинске.

Модификации:

  • АЛ-21Ф ("изделие 85") - базовый. Выпускался с 1967 года. Устанавливался на Су-17.
  • АЛ-21Ф-3 ("изделие 89") - форсированный. Отличался увеличенным расходом воздуха, повышенными давлением и температуры газа перед турбиной. Выпускался с марта 1970 года. Устанавливался на МиГ-23Б, Су-24.
  • АЛ-21Ф-3А - доработанный. Устанавливался на Су-17М, Су-24М.
  • АЛ-21Ф-3АТ - доработанный. Отличался компоновкой. Устанавливался на Су-24, Су-24М.
  • АЛ-21ФТП - турбопрямоточный (проект). Разработан для гиперзвукового самолёта Як-33.

Технические харктеристики

АЛ-21Ф-1 АЛ-21Ф-3
Габариты, мм:

длина
максимальный диаметр

5340
1030
5340
1030
Масса, кг 1580 1800
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч.:

на форсажном режиме
на крейсерском режиме

1,90
0,72
1,86
0,76
Расход воздуха через компрессор, кг/с 88,5 104,0
Степень повышения давления в компрессоре 12,7 14,6
Температура газа перед турбиной, °C 990 1112
Тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

6800
9600
7800
11215
Частота вращения ротора, об/мин. - -
Ресурс, час. - -

Литература

  1. Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1994. - С. 50.
Двигатели | На главную