28 марта 1956 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР
№424-261 (приказ МАП №194 от 6 апреля), предписывающее ОКБ-115
А.С.Яковлева создание на базе Як-26 лёгкого сверхзвукового фронтового
бомбардировщика "129" с экипажем из двух человек и двумя двигателями
Р-11-300 конструкции ОКБ-300 С.К.Туманского.
Рассматривался также вариант с более мощными двигателями ВК-11 (в серийное
произвводство не передавался). Работы возглавил заместитель главного
конструктора Е.Г.Адлер. С целью увеличения объёма бомбоотсека крыло
было сдвинуто вверх. Изменилась и конструкция крыла (увеличена хорда
корневой части, смещены элероны, установлены новые закрылки). Для увеличения
угла атаки при взлёте задняя опора шасси получила систему автоматической
просадки. Для сокращения пробега был применён тормозной парашют. Заказчик
выдвинул требование оснастить самолёт кормовой пушечной установкой, но
из-за конструктивных особенностей планёра сделать это не удалось.
В начале 1958 года был построен прототип (переделан из серийного
Як-26). 5 марта 1958 года Як-129 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель
В.М.Волков и штурман-испытатель Н.М.Шиповский). Заводские испытания
продолжались до 4 октября. По их результатам прототип был доработан.
Были построены ещё два прототипа (также переоборудованы из Як-26).
Государственные испытания возобновились 14 сентября 1959 года и продолжались
до 31 мая 1960 года. Одновременно началась подготовка к серийному
производству на авиазаводе №39 в Иркутске.
В серии самолёт получил обозначение Як-28. Як-28Б впервые был продемонстрирован
публике на авиационном параде в Тушино в 1961 году.
Як-28 построн по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана.
Крыло стреловидное. Шасси велосипедного типа с 2 дополнительными опорами
на законцовках крыла. Силовая установка состояла из 2 ТРД Р-11-300
различных модификаций, расположенных в мотогондолах под крылом. Запас
топлива размещался в 6 топливных баках. Под крылом могли подвешиваться
2 ПТБ. Самолёт мог нести бомбы калибра от 100 до 1500 кг во внутреннем
бомбоотсеке. Оборонительное вооружение состояло из 23-мм пушки
НР-23 (боекомплект 50 патронов). В 1964 году
она была заменена двухствольной пушкой ГШ-23Л.
Производство продолжалось до 1974 года. Всего было изготовлено 737
самолётов Як-28 различных модификаций, кроме перехватчиков. Бомбардировщик
стоял на вооружении до середины 70-х годов, после чего стал заменяться
на Су-24. Один Як-28Л в настоящее время является
экспонатом музея ВВС в Монино. Як-28ПП имеется в авиационном музее в
Киеве. Як-28 установлен в качестве памятника у проходной Иркутского
авиазавода.
Фотографии Як-28 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
"129" (Як-129, Як-28-1) - первый прототип. Отличался двигателями Р-11А-300,
радиолокационным прицелом РБП-3. Первый полёт 5 марта 1958 года.
-
Як-28-2 - второй прототип. Отличался двигателями Р-11АФ-300, овальными
воздухозаборниками с новым центральным телом. Позже были установлены
двухпозиционные центральные тела, переставной стабилизатор, стальная
обшивка корневой части крыла.
-
Як-28-3 - третий прототип. Первоначально конструкция была аналогична
Як-28-2. Позже вместо РБП-3 установлена станция ДБС-С "Лотос", изменён
состав оборудования, увеличена ёмкость топливных баков, изменено
остекление кабины штурмана.
-
Як-28 ("изделие Б") - серийный бомбардировщик. Отличался двигателями
Р-11АФ-300, радиотехнической системой ближней навигации РСБН-2 "Свод".
В 1959 году изготовлено 5 самолётов.
-
Як-28Б ("изделие 28Б") - бомбардировщик с радиолокационным прицелом РБП-3
и оптическим ОПБ-115. В 1959-1961 годах изготовлено 37 самолётов.
-
Як-28БИ - разведчик с РЛС "Инициатива-2" с РЛС бокового обзора "Булат".
Вместо пушки НР-23 устанавливалась ГШ-23Л. Разработан в 1963 году. В
1963-1964 годах изготовлено 50 самолётов.
-
Як-28ВВ - самолёт вертикального взлёта (проект). Отличался 2 подъёмно-маршевыми
двигателями Р-27АФ и 4 подъёмными Р-39П-300.
-
Як-28И ("изделие 28И") - бомбардировщик с радиолокационным прицелом "Инициатива-2"
и оптическим ОПБ-116. Отличался двигателями Р-11АФ2-300 со всережимным реактивным
соплом, круглыми воздухозаборниками, увеличенным запасом топлива, автономной
системой пожаротушения, составом БРЭО. Длина фюзеляжа увеличена на 550 мм.
Разработан в 1960 году. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 223 самолёта.
-
Як-28ИМ - доработанный. Оснащался 4 подкрыльевыми пилонами для дополнительного
вооружения. Разработан в 1969 году. Серийно не выпускался.
-
Як-28Л ("изделие 28Л") - бомбардировщик радиодальномерной станцией ДБС-2С
"Лотос". Отличался двигателями Р-11АФ-300, овальными воздухозаборниками,
увеличенным запасом топлива, изменённым остеклением кабины штурмана, составом
БРЭО. В состав вооружения включена бомба ФАБ-1500. Разработан в 1960 году.
Первый полёт 30 сентября 1960 года. В 1962-1964 годах изготовлено 67 самолётов.
На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в частях ВВС.
-
Як-28П ("изделие 40") - перехватчик. Разработан
в 1960 году. Изготовлено 435 самолётов. Официально на вооружение принят
не был, хотя эксплуатировался в частях ПВО.
-
Як-28ПД - доработанный перехватчик. Отличался составом оборудования.
-
Як-28ПМ - модернизированный перехватчик. Отличался двигателями Р-11АФ3-300.
Разработан в 1962 году. Серийно не выпускался.
-
Як-28ПП ("изделие 28ПП") - постановщик помех.
В 1967-1971 годах изготовлено 84 самолёта.
-
Як-28Р ("изделие 28Р") - тактический разведчик.
Разработан в 1962-1963 годах. Выпускался на Иркутском авиазаводе с января
1966 года. До 1970 года выпущено 188 самолётов.
-
Як-28РЛ - опытный самолёт с телевизионным разведывательным комплексом
ТАРК-1.
-
Як-28РР ("изделие 28РР") - самолёт радиолокационной разведки. В 1964-1965
годах переоборудовано 10 Як-28Л.
-
Як-28СР ("изделие 28СР") - самолёт-распылитель (опытный). Предназначался
для распыления жидких и порошкообразных веществ с малых высот. Разработан
в 1963 году на базе Як-28Л.
-
Як-28У (Як-129У, "изделие 28У") - учебный. Отличался двумя раздельными
кабинами, расположенными тандемом, сокращённым составом БРЭО, двигателями
Р-11АФ-300 с нерегулируемым форсажем, дополнительным топливным баком на
1350 л в бомбоотсеке. Разработан в 1960 году на базе Як-28Б. В 1961-1968
годах в Иркутске изготовлено 187 самолётов. Применялся в Барнаульском ВАУЛ.
-
Як-28УРП - перехватчик с твердотопливными ускорителями. Переоборудован
1 Як-28П.
-
Як-28-64 (Як-28Н) - опытный перехватчик. Отличался размещением 2
двигателей Р-11Ф2-300 в фюзеляже и составом оборудования. Оснащался
системой вооружения К-28П. В августе 1964 года переоборудован 1 Як-28П.
-
Як-28-80 - перехватчик с РЛС "Орёл" (проект). Отличался двигателями
Р-21-300. Вооружение состояло из 2 ракет К-80.
Лётно-технические характеристики
|
Як-28Б |
Як-28Л |
Як-28И |
Двигатели |
Р-11АФ-300 |
Р-11АФ2-300 |
Р-11АФ2-300 |
Взлётная тяга, кгс |
2х5500 |
2х6100 |
2х6100 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
11,78
20,02
4,3 |
11,78
20,02
4,3 |
11,78
20,34
4,3 |
Площадь крыла, м2 |
35,25 |
35,25 |
35,25 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
9970
13630
- |
-
15545
17465 |
-
16160
18080 |
Запас топлива, кг |
4570 |
5050 |
6050 |
Бомбовая нагрузка, кг
нормальная
максимальная |
1200
3000 |
1200
3000 |
1200
3000 |
Скорость максимальная на высоте, км/ч |
1900 |
1945 |
1850 |
Дальность полёта максимальная, км |
1950 |
2420 |
2070 |
Практический потолок, м |
16200 |
16250 |
14500 |
Длина разбега, м
пробега, м
пробега с тормозным парашютом, м |
1150
900
- |
1200
1290
1000 |
1150
1160
700 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
2 |
Литература
- Гордон Е.И. Из семейства реактивных. // Крылья Родины. - 1991. - №9. - С. 9-12.
- Гордон Е.И. Последние из большого семейства. // Авиация и Время. - 1998. - №2. - С. 4-20, 34-35.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 42.
- Швыдкин А. Як-28: символ эпохи // Авиапанорама. - 2005. - №1. - С. 30-39.
- Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 95-102.
|