Р-4Р

Ракета класса "воздух-воздух" К-80 ("изделие 36") разработана в ОКБ "Молния" под руководством М.Р.Бисновата для комплекса перехвата Ту-28-80 в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР №608-293 от 4 июня 1958 года и №1013-482 от 28 августа 1958 года. Ракета создавалась сразу в двух вариантах: с тепловой и радиолокационной головками самонаведения. В качестве носителя служил самолёт Ту-28. 12 декабря 1963 года вышел приказ Министра обороны №00134, изменивший название комплекса на Ту-128С-4, самолёта - на Ту-128, ракет - на Р-4Р и Р-4Т (в зависимости от типа ГСН). 30 апреля 1965 года комплекс принят на вооружение (приказ МО №0040).

Ракеты К-80 (Р-4) предназначены для поражения маневрирующих целей в широком диапазоне условий применения. Скорость сближения с целью в зависимости от ракурса изменялась от 200 до 1600 км/ч. В качестве силовой установки использовался ракетный двигатель на твёрдом топливе. Осколчно-фугасная боевая часть имела радиовзрыватель и предохранительно-исполнительный механизм. Ракета Р-4Р с полуактивной радиолокационной ГСН предназначена для атаки из передней полусферы, Р-4Т с тепловой ГСН - для атаки из задней полусферы, а также в условиях радиотехнических помех. Для подвески под крылом самолёта было разработано пусковое устройство АПУ-128. На Ту-128 ракеты Р-4Т подвешивались на внутренние пилоны, Р-4Р - на внешние.

В апреле 1968 года было подписано совместное решение МАП, МРП и ВВС о модернизации комплекса. В 1970-1974 годах состоялись испытания модернизированного перехватчика Ту-128М. 28 июня 1979 года на вооружение ПВО был принят новый комплекс перехвата Ту-128С-4М в составе самолёта Ту-128М и ракет Р-4ТМ и Р-4РМ. Модернизированные ракеты могли поражать маловысотные цели на фоне земли.

Модификации:

  • Р-4Р - ракета с радиолокационной ГСН.
  • Р-4РМ - модернизированная с радиолокационной ГСН.
  • Р-4Т - ракета с тепловой ГСН.
  • Р-4ТМ - модернизированная с тепловой ГСН.

Технические характеристики

Р-4Р/Т Р-4РМ/ТМ
Габариты, мм:

диаметр фюзеляжа
длина

315
5450
315
5450
Стартовая масса, кг 483
Масса боевой части, кг 53,5 53,5
Суммарный импульс тяги двигателя у земли, кгс/с 24500
Максимальная эксплуатационная перегрузка 21 21
Разрешённая дальность пуска, км 2-25 2-40
Максимальная скорость цели, км/ч 2000 3000
Диапазон высот применения, км 8-21 8-25

Литература

  1. Гордон Е.И., Ригмант В.Г. "Скрипач", защищавший небо... // Авиация и Время. - 1997. - №2. - С. 4-20.
  2. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 23-25.
  4. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 14-16.
  5. Ригмант В.Г. Дальние сверхзвуковые барражирующие истребители-перехватчики Туполева // Авиация и космонавтика. - 2001. - №9. - С. 20-26.
Вооружение | На главную