Разработка разведчика на базе Як-28 началась в ОКБ-115 А.С.Яковлева в конце 1960 года. 27 ноября 1961 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, официально поручавше ОКБ разработку разведчика Як-28Р. Он предназначался для замены Ил-28Р и Як-27Р. В качестве силовой установки рассматривались двигатели Р-11АФ2-300 и Р-21А-300. Разведывательное оборудование было решено сменным и разместить его в бомбоотсеке. Всего было разработано 5 вариантов сменных комплектов: фотокамеры АФА-54 и АФА-42/20 для дневной съемки с малых высот; щелевые фотокамеры АЩАФА-8 и АФА-42/20; фотокамеры АФА-41/10 для топографической съемки с больших и средних высот; аппарат НАФА-Я7 с импульсно-осветительной установкой СОУ-2 для ночной аэрофотосъемки; станцию "Ромб-4А" для общей радиотехнической разведки. Для улучшения обзора изменили остекление кабины экипажа: увеличили площадь остекления у штурмана, а у пилота козырёк с плоским стеклом заменили на клиновидный. Для увеличения продолжительности полёта запас топлива вырос на 550 л. В марте 1962 года состоялось заседание макетной комиссии. 10 сентября было завершено изготовление прототипа (переоборудован из серийного Як-28Л). В окончательном виде Як-28Р имел отсек разведывательного оборудования был разделён на три секции с остеклёнными фотолюками. На самолёте устанавливалась РЛС "Инициатива-2Р", модифицированная поз задачи разведчика (позже заменена на "Инициатива-3"). 28 сентября начались совместные государственные испытания, которые продолжались до 1 марта 1963 года. Серийное производство началось в январе 1966 года на Иркутском авиазаводе №39. До 1970 года было выпущено 188 разведчиков. В 1965 году на базе Як-28И был разработан постановщик помех Як-28ПП. Он предназначался для борьбы с радиоэлектронными средствами противника. На самолёте были установлены системы постановки активных помех "Букет", "Сирень", "Стрела" и "Фасоль". Под мотогондолами располагались устройства пассивных помех КДС-19 "Автомат-2И". Под консолями крыла могли подвешиваться 2 блока УБ-16-57М с противолокационными ракетами С-5П. Остекление кабины штурмана осталось как на Як-28И, а козырёк кабины пилота изменён как у Як-28Р. Серийное производство началось в 1967 году в Иркутске. До 1971 года было изготовлено 84 самолёта Як-28ПП. Они эксплуатировались до начала 90-х годов. После распада СССР часть самолётов досталась Украине. В настоящее время один Як-28ПП является экспонатом авиационного музея в Киеве. Фотографии Як-28 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|