Двухместный сверхзвуковой перехватчик Як-28П разработан в ОКБ-115 А.С.Яковлева в 1960 году на базе бамбардировщика Як-28. Он предназначался для борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах в большом диапазоне скоростей днём и ночью при любой погоде. При проектировании использован опыт разработки перехватчика Як-25М. Прототип впервые был показан на авиационном параде в Тушино в 1961 году. Заводские испытания начались в июле 1962 года и продолжались до сентября. 23 ноября начались государственные испытания. Из-за различных доработок они затянулись и продолжались до сентября 1964 года. В это время Новосибирский авиазавод №153 вёл подготовку к серийному производству перехватчика, которое началось в 1962 году. В конце 1963 года первые серийные самолёты поступили на войсковые испытания в ЦБП ПВО в Савастлейке. В процессе доводки опытного истребителя двигатели Р-11АФ-300 заменили на Р-11АФ2-300, установив их в удлинённых гондолах с круглым входным отверстием. Конструкция и состав оборудования перехватчика, в основном, были аналогичны базовому самолёту. Запас топлива во внутрифюзеляжных баках, по сравнению с бомбардировщиком, увеличен на 2000 л. При этом ПТБ на перехватчике не устанавливались. Як-28П имел такую же компановку, как и Як-27К, но пилоны для ракет располагались не с внутренней стороны мотогондол, а с внешней. Кабины лётчика и лётчика-оператора имели общий фонарь, управлять самолётом можно было с обоих рабочих мест. На самолёте была установлена система вооружения К-8М-1, состоявшая из двух ракет с тепловой (Р-30Т) и радиолокационной полуактивной (Р-30Р) головками наведения, пусковых устройств и РЛС "Орёл-Д". Позже она была заменена на систему К-98 (Р-98) и добавлены (в 1966 году) ракеты ближнего боя Р-3С. Для сокращения длины разбега (до 400 м) была предусмотрена возможность применения стартовых пороховых ускорителей. Для сокращения пробега применялся тормозной парашют. Это самая массовая модификация Як-28. Всего в 1962-1967 годах изготовлено 443 самолёта. Официально на вооружение принят не был, хотя эксплуатировался частями ПВО более 20 лет. Дольше всех Як-28П оставался в 641 иап на Новой Земле - до 1988 года. За границу не поставлялся. Фотографии Як-28 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта
Лётно-технические характеристики
Литература
|