Як-28П

Двухместный сверхзвуковой перехватчик Як-28П разработан в ОКБ-115 А.С.Яковлева в 1960 году на базе бамбардировщика Як-28. Он предназначался для борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах в большом диапазоне скоростей днём и ночью при любой погоде. При проектировании использован опыт разработки перехватчика Як-25М. Прототип впервые был показан на авиационном параде в Тушино в 1961 году. Заводские испытания начались в июле 1962 года и продолжались до сентября. 23 ноября начались государственные испытания. Из-за различных доработок они затянулись и продолжались до сентября 1964 года. В это время Новосибирский авиазавод №153 вёл подготовку к серийному производству перехватчика, которое началось в 1962 году. В конце 1963 года первые серийные самолёты поступили на войсковые испытания в ЦБП ПВО в Савастлейке. В процессе доводки опытного истребителя двигатели Р-11АФ-300 заменили на Р-11АФ2-300, установив их в удлинённых гондолах с круглым входным отверстием.

Конструкция и состав оборудования перехватчика, в основном, были аналогичны базовому самолёту. Запас топлива во внутрифюзеляжных баках, по сравнению с бомбардировщиком, увеличен на 2000 л. При этом ПТБ на перехватчике не устанавливались. Як-28П имел такую же компановку, как и Як-27К, но пилоны для ракет располагались не с внутренней стороны мотогондол, а с внешней. Кабины лётчика и лётчика-оператора имели общий фонарь, управлять самолётом можно было с обоих рабочих мест. На самолёте была установлена система вооружения К-8М-1, состоявшая из двух ракет с тепловой (Р-30Т) и радиолокационной полуактивной (Р-30Р) головками наведения, пусковых устройств и РЛС "Орёл-Д". Позже она была заменена на систему К-98 (Р-98) и добавлены (в 1966 году) ракеты ближнего боя Р-3С. Для сокращения длины разбега (до 400 м) была предусмотрена возможность применения стартовых пороховых ускорителей. Для сокращения пробега применялся тормозной парашют.

Это самая массовая модификация Як-28. Всего в 1962-1967 годах изготовлено 443 самолёта. Официально на вооружение принят не был, хотя эксплуатировался частями ПВО более 20 лет. Дольше всех Як-28П оставался в 641 иап на Новой Земле - до 1988 года. За границу не поставлялся.

Фотографии Як-28 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта

  • Як-28П ("изделие 40") - барражирующий истребитель-перехватчик. Серийно выпускался в 1962-1967 годах.
  • Як-28ПД - доработанный. Отличался составом оборудования.
  • Як-28ПМ - модернизированный. Отличался двигателями Р-11АФ3-300. Разработан в 1962 году. Серийно не выпускался.
  • Як-28УРП - перехватчик с твердотопливными ускорителями для увеличения скорости полёта. Переоборудован 1 Як-28П.
  • Як-28-64 (Як-28Н) - опытный перехватчик. Отличался размещением 2 двигателей Р-11Ф2-300 в фюзеляже и составом оборудования. Оснащался системой вооружения К-28П (2 ракеты Х-28). В августе 1964 года переоборудован 1 Як-28П.
  • Як-28-80 - перехватчик с РЛС "Орёл" (проект). Отличался двигателями Р-21-300. Вооружение состояло из 2 ракет К-80.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Р-11АФ2-300
Взлётная тяга, кгс 2х6100
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,78
20,55
4,3
Площадь крыла, м2 35,25
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

-
16065
Запас топлива, л 6570
Скорость максимальная на высоте, км/ч 1840
Дальность полёта максимальная, км 2150
Практический потолок, м 16000
Длина разбега, м

пробега, м
пробега с тормозным парашютом, м

1300
1200
620
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Гордон Е.И. Из семейства реактивных. // Крылья Родины. - 1991. - №9. - С. 9-12.
  2. Гордон Е.И. Последние из большого семейства. // Авиация и Время. - 1998. - №2. - С. 4-20, 34-35.
  3. Швыдкин А. Як-28: символ эпохи // Авиапанорама. - 2005. - №1. - С. 30-39.
  4. Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 112-119.
Истребители | На главную