К проектированию дальнего реактивного бомбардировщика
со стреловидным крылом в ОКБ А.Н.Туполева приступили
в 1948 году. В основу проекта легли исследования КБ и ЦАГИ. 28 марта 1949
года поднялся в воздух экспериментальный самолёт "82" - первый советский
бомбардировщик со стреловидным крылом. На основе самолёта "82" был разработан
ряд проектов ("486", "491", "494", "83", "86", "87"), различающихся силовой
установкой и стреловидностью крыла. При работе над проектами были определены
лётно-технические характеристики будующего бомбардировщика.
В июне 1950 года вышло постановление СМ СССР о постройке опытного образца
самолёта "88". Работы по самолёту возглавил ведущий конструктор Д.С.Марков.
20 марта 1951 года был закончен полномасштабный макет. В декабре 1951 года
завершилось изготовление первого прототипа. 27 апреля 1952 года экипаж во главе
с лётчиком-испытателем Н.С.Рыбко впервые поднял самолёт "88" в небо. В 1953
году началось его серийное производство под обозначением Ту-16 на заводе №22
в Казани, в 1954 - на заводе №1 в Куйбышеве. Самолёт впервые продемонстрирован
на воздушном параде над Красной площадью 1 мая 1954 года.
Ту-16 представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным
стреловидным (35° по линии четвертей хорд) крылом и однокилевым свободнонесущим
оперением. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок с гладкой работающей
обшивкой, выполнен из алюминиевых сплавов Д-16Т, АК-6, АК-8, В-95. Крыло
двухлонжеронное. Механизация крыла состоит из однощелевых выдвижных закрылков
и элеронов. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Основные стойки убираются
в гондолы на крыле. Хвостовая часть фюзеляжа предохраняется от удара о землю
убирающейся хвостовой опорой. Силовая установка состоит из двух двигателей
АМ-3 (в 1955 году заменены на более мощные АМ-3М (РД-3М), позже - АМ-3М-500
с увеличенным ресурсом) конструкции А.А.Микулина. Двигатели расположены на
боковых панелях фюзеляжа за центропланом. Топливо размещается в 27 топливных
баках общей ёмкостью 43800 л. Баки разделены на 10 групп - по 5 на каждый
двигатель. Для повышения живучести применены система заполнения топливных
баков нейтральным газом и автоматическая проитивопожарная система. Экипаж
размещается в двух герметичных кабинах: спереди и сзади фюзеляжа. Для сокращения
пробега применена парашютно-тормозная система ПТ-16.
Самолёт может брать на борт до 9 т бомб (калибр от 100 до 9000 кг), которые
размещаются в бомбоотсеке в задней части фюзеляжа. Ракетное вооружение
размещается на пилонах под крылом. На морском театре военных действий могут
применяться мины и торпеды. Для повышения точности бомбометания в условиях
плохой видимости на самолёте установлен радиолокационный прицел РБП-4 "Рубидий"
(позже РБП-6 "Люстра"). Имеется также оптический прицел ОБП-11. Оборонительное
вооружение состоит из 7 автоматических 23-мм пушек АМ-23
(носовая неподвижная ПУ-88 и 3 спаренных подвижных пушечных установки:
ДТ-В7, ДТ-Н7С, ДК-7).
Самолёт Ту-16 выпускался на двух заводах до 1963 года. Всего было выпущено
1509 самолётов 46 модификаций. Ту-16 принимал участие в войне в Афганистане
и в различных локальных конфликтах. Поставлялся на экспорт в Египет, Индонезию,
Ирак, Китай, Ливию. Снят с вооружения России и Украины в 1994 году. В Китае
производится до сих пор. На базе Ту-16 разработан первый советский пассажирский
реактивный лайнер Ту-104. В настоящее время Ту-16А
является экспонатом музея ВВС в Монино.
Фотографии Ту-16 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
"88" - прототип. В начале 1952 года изготовлено 2 самолёта.
-
Ту-16 - бомбардировщик. Выпускался серийно с 1953 года.
-
Ту-16 "Циклон" - самолёт борьбы с грозовыми
облаками. Разработан в конце 60-х годов. Широко использовался во время
Олимпиады-80.
-
Ту-16А - носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией.
Выпускался с 1954 года. Изготовлено 453 самолота. С одного из них 27 октября
1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.
-
Ту-16Б - опытный с двигателями РД-16. Изготовлен в 1957 году.
-
Ту-16Е - самолёт радиоэлектронной разведки.
-
Ту-16Е "Азалия" - самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией
постановки активных помех "Азалия".
-
Ту-16З (Ту-16Ю) - заправщик. Оснащался крыльевой
системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов
Ту-16А.
-
Ту-16ЗА - бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался
наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).
-
Ту-16ЗЩ - заправщик.
-
Ту-16К-10 - носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС "ЕН". Серийно
выпускался с 1959 года. Принят на вооружение в 1961 году.
-
Ту-16К-10(ЗА) - ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался
наличием топливоприёмника на левом крыле.
-
Ту-16К-10-26 - ракетоносец. Мог нести УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
-
Ту-16К-10-26Б - доработанный. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100-1500
кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.
-
Ту-16К-11-16 - носитель управляемых противокорабельных ракет К-16 (КСР-2)
и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической
разведки "Рица" и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16
переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
-
Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2) - носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан
в 1956-1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16
переоборудовались самолёты Ту-16КС.
-
Ту-16К-22 - носитель УР К-22 (опытный).
-
Ту-16К-26 - носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969
года. Самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26 получали
обозначение Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5).
-
Ту-16К-26П - носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
-
Ту-16КРМ - носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ,
КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
-
Ту-16КС - носитель противокорабельных ракет КС-1. В бомбоотсеке установлена
РЛС наведения "Кобальт-М". На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался
в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт.
-
Ту-16ЛЛ - летающая лаборатория для испытания различных двигателей. Переоборудовано
несколько самолётов. 1 февраля 1971 года на таком самолёте погиб дважды
Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
-
Ту-16М - радиоуправляемая мишень. В мишени переоборудовались отслужившие
свой срок самолёты.
-
Ту-16Н - заправщик самолётов Ту-22.
Оснащался системой заправки "шланг-конус". Начиная с 1963 года часть бомбардировщиков
переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
-
Ту-16П "Букет" - самолёт РЭБ. Оснащался станцией
постановки активных помех СПС-44 "Букет". В начале 70-х годов в эту модификацию
переоборудованы Ту-16П "Ёлка".
-
Ту-16П "Ёлка" - постановщик пассивных помех. Мог
использоваться как бомбардировщик. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.
-
Ту-16ПЛ - противолодочный.
-
Ту-16Р ("изделие 92") - разведчик. Отличался 7
фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки
СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.
-
Ту-16РМ - самолёт морской радиоэлектронной разведки.
Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
-
Ту-16РМ-2 - самолёт морской радиоэлектронной разведки
и РЭБ.
-
Ту-16РР - самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами
с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано
7 Ту-16Р.
-
Ту-16РТ - самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты "Буря".
В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
-
Ту-16РЦ - летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6.
Изготовлен в 1964 году.
-
Ту-16С - поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым
катером "Фрегат". В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т.
Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
-
Ту-16СПС - постановщик помех. Выпускался с 1955 года.
-
Ту-16Т - торпедоносец. Выпускался с 1957 года. В конце 60-х годов почти все
самолёты переобрудованы в Ту-16ПЛ.
-
Ту-16ТРЖК - самолёт для перевозки жидкого кислорода.
-
Ту-104 - пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем
увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956-1960 годах
изготовлен 201 самолёт.
-
Ту-104Г - гражданский самолёт для подготовки пилотов Аэрофлота. Отличался
отсутствием вооружения.
-
Ту-107 - военно-транспортный. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен
в 1 экземпляре.
-
H-6 - китайский вариант Ту-16. Изготовлено не менее 200 самолётов.
Лётно-технические характеристики
|
Ту-16А |
Ту-16К-10 |
Двигатели |
АМ-3 (АМ-3М) |
РД-3М-500 |
Взлётная тяга, кгс |
2х7000 (2х9520) |
2х9520 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
32,989
34,8
10,355 |
32,989
34,8
10,355 |
Площадь крыла, м2 |
164,65 |
164,65 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная |
36,6
72
75,8
48 |
36,6
72
75,8
48 |
Запас топлива, т |
34,36 |
32,0 |
Масса бомбовой нагрузки, т |
9 |
- |
Скорость максимальная, км/ч:
на высоте 6250 м
на высоте 10000 м |
992
938 |
960
894 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км |
5760 |
4850 |
Практический потолок, м |
12800 |
11900 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1300
1100 |
1900
1100 |
Экипаж, чел. |
6 |
7 |
Пушечное вооружение |
7хАМ-23 |
6хАМ-23 |
Литература
- Ангельский Р. Сверхзвуковая "копчушка". Противокорабельная ракета К-10 // Крылья Родины. - 1997. - №12. - С. 24-26.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 283-286.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 125-129.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 40-92.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 71-83.
- Колесников П. Дальний реактивный // Техника - молодёжи. - 1984. - №11. - С. 38-39.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 36-37.
- Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Часть XII. Дальняя авиация // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 23-33.
- Окопелов Н., Чечин А. Наш ответ "Стратоджету" (дальний бомбардировщик Ту-16) // Моделист-конструктор. - 2003. - №8. - С. 28-34.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 74-79.
- Ригмант В.Г. Рождение долгожителя // Авиация и космонавтика. - 2002. - №4.
- Ригмант В.Г. Ту-16 - самолёт-эпоха // Крылья Родины. - 1995. - №№ 6, 7.
- Сидоров В. Дальний реактивный "Ту" // Крылья Родины. - 1984. - №№ 10-12.
- Туполев Ту-16. - Киев: "Архив-Пресс", 1997.
- Якубович Н.В., Артемьев А.М. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец. - М.: АСТ, "Астрель", 2001.
|