30 июня 1954 года вышло постановление СМ СССР №1605-726, согласно которому ОКБ-156 А.Н.Туполева поручалось создание сверхзвукового бомбардировщика "105" с двумя ТРД типа ВД-5Ф. Ведущим конструктором по самолёту был назначен С.М.Егер (в 1959 году его сменил Д.С.Марков). К ноябрю 1954 было подготовлено несколько вариантов компоновки нового самолёта, в основе которых лежали попытки использовать удачную компоновку Ту-16. 15 августа 1955 года началось рабочее проектирование. По рекомендации ЦАГИ двигатели были перенесены в хвостовую часть и установлены над фюзеляжем. Вместо двигателей ВД-5Ф было решено использовать более мощные ВД-7М. Планёр первого прототипа был построен к августу 1957 года, но из-за задержек с поставками двигателей изготовление прототипа затянулось до лета 1958 года. Второй планёр был направлен в УАГИ для статических испытаний в ноябре 1957 года. 21 июня 1958 года экипаж Ю.Т.Алашеева впервые поднял его в небо. Всего на самолёте "105" было выполнено около 10 испытательных полётов. Ещё в ходе работ над проектом "105" в ОКБ начались поиски по его дальнейшему усовершенствованию. В августе 1957 года началось проектирование второго прототита - "105А". Основную ставку сделали на усовершенствование аэродинамики. Было вновь спроектировано крыло, фюзеляж в месте сопряжения с крылом был обжат в соотвествии с "правилом площадей". 17 апреля 1958 года вышло постановление СМ СССР №426-201, официально поручавшее ОКБ А.Н.Туполева спроектировать на базе самолёта "105" бомбардировщик Ту-22 и ракетоносец Ту-22К. К лету 1959 года завершилось изготовление прототипа "105А". 7 сентября он совершил первый полёт (экипаж Ю.Т.Алашеева). Не дожидаясь окончания испытаний, авиазавод №22 в Казани в августе 1959 года приступил к серийному производству самолётов Ту-22. Уже к концу года было построено 5 серийных самолётов. Первые 20 серийных самолётов приняли участие в испытаниях и доводках, которые продолжались несколько лет. В июле 1961 года 3 самолёта приняли участие в авиационном параде в Тушино. В декабре 1968 года самолёты Ту-22К, Ту-22Р, Ту-22П и Ту-22У принимаются на вооружение. Ту-22 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (позже заменены на более мощные и надёжные РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Катапультирование производится вниз (из-за этого минимальная высота катапультирования ограничена 350 м). Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют (по 52 м2 каждый). В грузовом отсеке Ту-22К могут размещаться как бомбы (калибром до 9000 кг), так и ракеты. На доработанных (дальних) модификациях установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа "шланг-конус". Оборонительное вооружение состоит из кормовой управляемой пушечной установки ДК-20 с 23-мм пушкой Р-23. Серийное производство Ту-22 продолжалось до декабря 1969 года. Всего было изготовлено 311 самолётов различных модификаций. В процессе серийного производства серийные самолёты различных модификаций постоянно дорабатывались. Был выполнен большой объём работ, прежде чем самолёт излечился от всех "детских болезней" (это произошло уже в 70-х годах). Несколько самолётов было поставлено на экспорт в Ирак и Ливию. Первым самолёты Ту-22 получил 42 ЦБП и ПЛС в Дягилево (близ Рязани) в 1962 году. С 1963 года Ту-22 стали поступать на вооружение полков 46 ВА Дальней Авиации и 15 драп Балтийского флота. В течение своей службы самолёты различных модификаций привлекались для отслеживания и противодействия авианосным группам НАТО. Постановщики помех Ту-22ПД применялись в войне в Афганистане. Ливийские Ту-22Б принимали участие в вооружённом конфликте между Танзанией и Угандой (на стороне последней) в марте 1978 года, в гражданской войне в Чаде (на стороне правительственных войск) в 1979-1981 и 1986-1987 годах, в гражданской войне в Судане в 1984 и 1986 годах. Иракские бомбардировщики принимали участие в войне с Ираном 1980-1989 годов. В начале 90-х годов самолёты семейства Ту-22 начали выводиться из эксплуатации. В настоящее время большая часть российских Ту-22 находится на консервации на базах хранения. Более 60 самолётов после распада СССР досталось Украине. К настоящему времени все украинские Ту-22 так же выведены из эксплуатации и утилизируются. Фотографии Ту-22 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики (Ту-22КД)
Литература
|