Ту-16РМ

На базе бомбардировщика Ту-16 было разработано несколько вариантов разведчиков и самолётов радиоэлектронной борьбы. Прототип разведчика - самолёт "92" - проходил испытания в 1955 году. После этого он был запущен в серийное производство под обозначением Ту-16Р. В 60-х годах часть ракетоносцев Ту-16К-10 была переоборудована в морские разведчики Ту-16РМ. В конце 50-х годов были разработаны и с начала 60-х стали серийно выпускаться постановщики помех.

Самолёты РЭБ Ту-16П оснащались различными системами подавления радиоэлектронных средств противника. Пассивные и активные средства РЭБ монтировались в грузоотсеке и в унифицированном хвостовом отсеке. По мере уменьшения размеров аппаратуры и улучшения её эксплуатационных возможностей, она внедрялась практически на всех модификациях Ту-16.

Самолёты-разведчики оснащались различными сменными комплектами АРА и НАРА для высотного, маловысотного и ночного фотографирования. Для ночного фотографирования в бомбоотсеке на некоторых держателях подвешивались осветительные бомбы. В зависимости от выполняемой задачи, под крылом могли подвешиваться различные контейнеры с аппаратурой радиотехнической разведки или с заборниками и анализаторами радиационной разведки.

Фотографии Ту-16 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ту-16Е - самолёт радиоэлектронной разведки.
  • Ту-16Е "Азалия" - самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех "Азалия".Ту-16П
  • Ту-16П "Букет" - самолёт РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех СПС-44 "Букет". В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудованы Ту-16П "Ёлка".
  • Ту-16П "Ёлка" - постановщик пассивных помех. Мог использоваться как бомбардировщик.
  • Ту-16Р ("изделие 92") - разведчик. В состав оборудования входили сменные комплекты дневной и ночной разведывательной аппаратуры. Разработан в 1955 году. Поставлялся в Египет.
  • Ту-16РМ - самолёт морской радиоэлектронной разведки. Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
  • Ту-16РМ-2 - самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ.
  • Ту-16РР - самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано 7 Ту-16Р.
  • Ту-16РТ - самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты "Буря". Отличался аппаратурой РТС-8С в бомбоотсеке. В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АМ-3М-500
Взлётная тяга, кгс 2х9520
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

32,989
34,8
10,355
Площадь крыла, м2 164,65
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная

28,6
57
72
48
Запас топлива, т 34,36
Скорость максимальная, км/ч:

на высоте 6250 м
на высоте 10000 м

992
938
Дальность полёта, км 7200
Практический потолок, м 12800
Длина разбега, м

пробега, м

1300
1100
Экипаж, чел. 6
Пушечное вооружение 7хАМ-23

Литература

  1. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 40-92.
  2. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 71-83.
  3. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 74-79.
  4. Ригмант В.Г. Ту-16 - самолёт-эпоха // Крылья Родины. - 1995. - №7. - С. 1-4.
  5. Туполев Ту-16. - Киев: "Архив-Пресс", 1997.
  6. Якубович Н.В., Артемьев А.М. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 90-93, 103-112.
Разведчики | На главную