На базе бомбардировщика Ту-16
было разработано несколько вариантов разведчиков и самолётов радиоэлектронной
борьбы. Прототип разведчика - самолёт "92" - проходил испытания в 1955
году. После этого он был запущен в серийное производство под обозначением
Ту-16Р. В 60-х годах часть ракетоносцев Ту-16К-10 была переоборудована
в морские разведчики Ту-16РМ. В конце 50-х годов были разработаны и с
начала 60-х стали серийно выпускаться постановщики помех.
Самолёты РЭБ Ту-16П оснащались различными системами подавления радиоэлектронных
средств противника. Пассивные и активные средства РЭБ монтировались в грузоотсеке
и в унифицированном хвостовом отсеке. По мере уменьшения размеров аппаратуры
и улучшения её эксплуатационных возможностей, она внедрялась практически
на всех модификациях Ту-16.
Самолёты-разведчики оснащались различными сменными комплектами АРА и
НАРА для высотного, маловысотного и ночного фотографирования. Для ночного
фотографирования в бомбоотсеке на некоторых держателях подвешивались осветительные
бомбы. В зависимости от выполняемой задачи, под крылом могли подвешиваться
различные контейнеры с аппаратурой радиотехнической разведки или с заборниками
и анализаторами радиационной разведки.
Фотографии Ту-16 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Ту-16Е - самолёт радиоэлектронной разведки.
-
Ту-16Е "Азалия" - самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией
постановки активных помех "Азалия".Ту-16П
-
Ту-16П "Букет" - самолёт РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех СПС-44
"Букет". В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудованы Ту-16П "Ёлка".
-
Ту-16П "Ёлка" - постановщик пассивных помех. Мог использоваться как бомбардировщик.
-
Ту-16Р ("изделие 92") - разведчик. В состав оборудования входили сменные
комплекты дневной и ночной разведывательной аппаратуры. Разработан в 1955
году. Поставлялся в Египет.
-
Ту-16РМ - самолёт морской радиоэлектронной разведки. Переоборудовано несколько
Ту-16К-10.
-
Ту-16РМ-2 - самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ.
-
Ту-16РР - самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами
с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано
7 Ту-16Р.
-
Ту-16РТ - самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты "Буря".
Отличался аппаратурой РТС-8С в бомбоотсеке. В 1956 году переоборудовано 6
самолётов Ту-16Р.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АМ-3М-500 |
Взлётная тяга, кгс |
2х9520 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
32,989
34,8
10,355 |
Площадь крыла, м2 |
164,65 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная |
28,6
57
72
48 |
Запас топлива, т |
34,36 |
Скорость максимальная, км/ч:
на высоте 6250 м
на высоте 10000 м |
992
938 |
Дальность полёта, км |
7200 |
Практический потолок, м |
12800 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1300
1100 |
Экипаж, чел. |
6 |
Пушечное вооружение |
7хАМ-23 |
Литература
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 40-92.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 71-83.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 74-79.
- Ригмант В.Г. Ту-16 - самолёт-эпоха // Крылья Родины. - 1995. - №7. - С. 1-4.
- Туполев Ту-16. - Киев: "Архив-Пресс", 1997.
- Якубович Н.В., Артемьев А.М. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 90-93, 103-112.
|