Су-24МР Су-24МП

Традиционным направлением модернизации советских бомбардировщиков было создание их вариантов для ведения радиоэлектронной борьбы и воздушной разведки. В 60-е годы практически каждый бомбардировочный полк получил эскадрилью постановщиков активных помех. Они оснащались самолётами типа Як-28ПП. Устанавливая на нём аппаратура было достаточно мощной, но лётные характеристики были недостаточны для обеспечения действий Су-24. Тогда было решено создать соответствующую модификацию последнего.

Проектирование Т-6П началось в ОКБ им. П.О.Сухого сразу после окончанию выпуска документации по основному варианту самолёта, но из-за большой загруженности ОКБ работы шли медленно. Для переделки в прототипы были выделены 2 Су-24 первых серий, использовавшиеся ранее по программе испытаний Су-24М. На них вместо РЛС "Орион" был установлен комплекс РЭБ "Ландыш". Первый прототип впервые поднялся в воздух в декабре 1979 года. Испытания продолжались до 1982 года. Серийное производство организовано на авиазаводе в Новосибирске в 1983 году. Прототипы были переданы в 4 ЦБПиПЛС в Липецке, а все 8 серийных поступили в 118 полк самолётов РЭБ в Чорткове.

Конструкция Су-24МП соотвествует базовому самолёту Су-24М. Отличие заключается в форме носовой части, где располагаются блоки комплекса "Ландыш". Под правой консолью крыла могут подвешиваться контейнеры с оборудованием различного типа. Оборонительное вооружение состоит из 2 ракет ближнего боя Р-60 (подвешиваются под левой консолью). Пушка отсутствует.

Проектирование разведчика Т-58МР началось ещё в августе 1965 года, но затем последовал длительный перерыв. К разведовательной модификации вернулись только после начала испытаний бомбардировщика. К этому времени состав оборудования поменялся, а проект получил обозначение Т-6Р. Разработка базового комплекса разведки БКР-1 была поручена НИИ "Вега". Хотя имелось достаточно образцов трофейной аппаратуры с Ближнего Востока и из Вьетнама, разработка велась на основании отечественного опыта. Уже существовал разведчик МиГ-25Р, с которого была заимствована часть оборудования. В состав оборудования было решено включить также лазерные и тепловые разведывательные системы. В то время существовало несколько типов отечественных тепловизоров, но все они были громозкими. Тогда по инициативе ЛИИ им. М.М.Громова был объявлен конкурс на создание ИК-станции с массой не более 150 кг. Победителем стала станция "Зима", разработанная ВЭИ им. В.И.Ленина. В 1967-68 годах в ЛИИ прошла испытания первая отечественная лазерная система "Марс-Н", на базе которой была разработана станция "Шпиль" для Т-6Р. Лётные испытания прототипа Т-6МР начались в сентябре 1980 года и продолжались до 1982 года. Серийное производство организовано одновременно с Су-24МП. Принят на вооружение в 1984 году.

Су-24МР предназначен для обеспечения разведывательной информацией командования сухопутных войск и фронтовой авиации, на приморских направлениях - военно-морского флота. Может выполнять всепогодную комплексную воздушную разведку днём и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км за линией боевого соприкосновения при противодействии средств ПВО противника. Может применяться и в гражданских целях - для оценки радиационного заражения местности и воздуха в районе АЭС, обнаружения разливов нефтепродуктов на суше и воде, лесных пожаров, картографирования местности и т.д. По комлексности получаемой развединформации аналогов Су-24МР в мире нет.

Су-24МР оснащён бортовым комплексом разведки БКР-1. В носовой части установлена РЛС бокового обзора М-101 "Штык", панорамный фотоаппарат АП-402М и телекамера "Аист-М". Под левым воздухозаборником установлен перспективный фотоаппарат А-100. Под фюзеляжем подвешивается контейнер с лазерной аппаратурой "Шпиль-2М", под правой консолью крыла - контейнер с аппаратурой радиолокационной разведки "Эфир-1М". В хвостовой части установлена станция инфракрасной разведки "Зима". Вместо "Шпиль-2М" может подвешиваться контейнер с оборудованием общей радиотехнической разведки СРС-14 "Тангаж". Для самообороны под левой консолью подвешиваются 2 ракеты Р-60. Пушка, как и на Су-24МП, отсутствует. Отснятая плёнка может сбрасываться в заданном районе в контейнере "Кадр", а радиоинформация передаваться на КП по радиолинии "Посредник".

Серийное производство обоих самолётов продолжалось до 1993 года. В настоящее время ВВС России располагают 80 самолётами Су-24МР. Ещё 25 самолётов принадлежит авиации ВМФ. После распада СССР серийные Су-24МП и 12 Су-24МР достались Украине. В 1992 году Су-24МР был предложен на экспорт. Самолётом заинтересовался Иран, но контракт так не был подписан. В боевых условиях Су-24МР впервые применён в 1994 году в Чечне.

Фотографии Cу-24 можно посмотреть здесь.

Модификации:

  • Т-6МП - прототип постановщика помех. Изготовлено 2 самолёта (переоборудованы из Су-24). Первый полёт состоялся в декабре 1979 года.
  • Т-6МР - прототип разведчика. Первый полёт состоялся в сентябре 1980 года.
  • Су-24МП ("изделие 46") - серийный постановщик активных помех. Изготовлено 8 самолётов.
  • Су-24МР ("изделие 48") - серийный разведчик. Принят на вооружение в 1984 году.

Лётно-технические характеристики

Су-24МР Су-24МП
Двигатели АЛ-21Ф-3А АЛ-21Ф-3А
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7800
2х11200
2х7800
2х11200
Габариты, м:

размах крыла (при стреловидности 16°)
длина с ПВД
высота

17,638
24,594
6,193
17,638
24,594
6,193
Площадь крыла, м2

при стреловидности 16°
при стреловидности 69°

55,16
51,0
55,16
51,0
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

22100
33325
39700
21900
32400
39700
Запас топлива, л 11700 11700
Максимальное число М 1,35 1,35
Скорость максимальная на высоте 200 м, км/ч:

без подвесок
с контейнерами и вооружением

1320
1200
1320
1200
Практический потолок, м 11000 11000
Тактический радиус действия (с ПТБ), км 650 680
Перегоночная дальность (без дозаправки), км 2500 2500
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5 6,5
Длина разбега, м

пробега, м

1100-1200
1000-1100
1100-1200
950-1000
Экипаж, чел. 2 2

Литература

  1. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 35-52.
  2. Левин М.А. "Штыки" и "шпили" Су // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 4-5.
  3. Манушкин А. Су-24МР: воздушный разведчик // "Красная звезда". - 28 декабря 1992 г.
  4. Мороз С.Г., Приходченко И.В. Фронтовой бомбардировщик Су-24. - М.: "Экспринт", 2004. - С. 50-54.
  5. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 239.
  6. Фомин А. Фронтовой бомбардировщик Су-24. - М.: POLYGON, "Стрелец", 1996.
  7. Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 22-23.
  8. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 26-30.
Разведчики | На главную