Разработка десантно-транспортного вертолёта Ми-18 началась в ОКБ им. М.Л.Миля и его казанском филиале в 1977 году. Армии нужен был вертолёт, способный брать на борт более 30 солдат. Ми-8МТ обладал для этого необходимой грузоподъёмностью, но разместить такое количество десантников не позволяли размеры кабины. Тогда было решено увеличить длину фюзеляжа на 1 м (две вставки по 0,5 м симметрично центра тяжести). В 1980 году на заводе №387 в Казани построено 2 опытных экземпляра (переделаны из серийных Ми-8МТ). Один из них предназначался для исследования лётно-технических характеристик, другой - для испытаний на электромагнитную совместимость оборудования. Вертолёт Ми-18 одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов выполнены из стеклопластика. От Ми-8МТ вертолёт отличает увеличенная длина грузовой кабины. По бортам появилось по одному дополнительному иллюминатору. Несколько изменён состав оборудования. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ3-117МТ. Увеличение длины фюзеляжа уменьшило продольную жёсткость и ухудшило вибрационные характеристики. Кроме того, в начале 80-х годов появились новые требования к размещению дополнительного спецоборудования в носу вертолёта, при котором обеспечить необходимую центровку не удалось. В 1982 году конструкция вертолёта была значительно переработана. Вместо двух полуметровых вставок сделали одну метровую позади центра тяжести. С целью улучшения аэродинамики изменены обводы задней части фюзеляжа, топливные баки убраны под пол грузовой кабины, шасси сделано убирающимся (как на Ми-14). Новые несущие кессон-баки были включены в силовую конструкцию фюзеляжа (новинка в вертолётостроении), что увеличило жёсткость. Новая конструкция фюзеляжа позволила перевозить более тяжёлые грузы. 28 апреля 1984 года лётчики-испытатели Н.А.Жан и В.Т.Дворянкин впервые подняли переделанный Ми-18 в небо. На художественно-конструкторское решение внешних обводов Ми-18 получено свидетельство на промышленный образец. В случае принятия вертолёта на вооружение его конструкторы предполагали широко использовать технологическую оснастку серийного производства, опыт эксплуатации и ремонта вертолёта Ми-8. Предусматривалась и прямая переделка Ми-8 в Ми-18. При переходе лётного состава на новый вертолёт переучивания практически не требовалось. Но с выводом советских войск из Афганистана Министерство Обороны отказалось от дальнейшего финансирования работ, решив обойтись имеющимся парком Ми-8. Министерство гражданской авиации предпочло поддержать создание перспективного Ми-38. Два опытных образца Ми-18 в настоящее время используются в качестве наглядных пособий в учебных центрах ВВС (один из них в Торжке). Лётно-технические характеристики
Литература
|