В 1956 году конструкторы ОКБ Н.И.Камова начали исследования в области создания корабельного вертолёта, который можно было бы использовать в качестве противолодочного. В 1958 году ВВС совместно с ВМФ разработали тактико-технические требования на такой вертолёт (изделие "Д"). Он должен был быть небольшого размера, чтобы размещаться в ангарах небольших противолодочных кораблей, иметь складывающиеся лопасти несущих винтов, обладать возможностью взлёта и посадки с небольших площадок на палубе во время движения корабля, выполнять полёт в режиме висения более 1 часа на расстоянии 50 км от корабля базирования. 20 февраля 1958 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, официально поручавшее КБ разработку противолодочного вертолёта. Для разработки двигателя и редуктора для вертолёта в Омске было организовано специальное КБ под руководством В.А.Глушенкова. Одновременно разрабатывалась торпеда АТ-1. К работе привлекались специалисты ЦАГИ, ЦИАМ и других организаций. Проект вертолёта "Д" был готов в 1960 году. Так как габариты и масса целевого оборудования получились значительными, было решено разделить функции и разрабатывать сразу два варианта вертолёта - противолодочный ("ДБ") и целеуказания ("ДЦ"). В мае 1960 года макетная комиссия утвердила макет вертолёта. К апрелю 1961 года были построены 2 прототипа. 26 апреля 1961 года первый прототип совершил несколько отрывов от земли, после чего его передали на ресурсные испытания. 21 мая второй прототип совершил полёт по полному профилю (лётчик-испытатель Д.К.Ефремов). 9 июля вертолёт "ДБ" был впервые показан публике на авиационном параде в Тушино. Был проведён большой объём различного рода испытаний на морских базах и боевых кораблях флота. Подготовка к серийному производству на заводе №99 в Улан-Удэ началась осенью 1961 года. В 1965 году изготовлены первые 5 серийных вертолётов. Вертолёт "Д" был принят на вооружение авиации ВМФ 2 декабря 1971 года под обозначением Ка-25. Ка-25 построен по соосной схеме. Несущие винты трёхлопастные, противоположного вращения, с электрогидравлической системой складывания на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический (Д16Т), балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с верхним и нижним килями и 2 шайбами с рулями поворота. Шайбы установлены под углом 15° к продольной оси вертолёта. Шасси четырёхопорное, неубирающееся. Для аварийной посадки на воду на стойках шасси устанавливались надувные баллонеты (демонтированы в середине 70-х годов). Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигатей ГТД-3Ф и четырёхступенчатого планетарного редуктора РВ-3Ф (с 1974 года - ГТД-3М и РВ-3М), расположенных в общей гондоле в верхней части фюзеляжа. Впервые в отечественном вертолётостроении силовая установка была снабжена автоматической системой, поддерживающей постоянство оборотов винтов, и указателем режимов двигателя. Запас топлива размещён в 8 мягких топливных баках. Предусмотрена возможность установки 2 дополнительных топливных баков снаружи по бортам. В носовой части фюзеляжа расположена двухместная кабина экипажа. В главной кабине может размещаться оператор противолодочного оборудования или 12 пассажиров на откидных сиденьях. Вертолёт несёт поисково-прицельный комплекс "Байкал", в состав которого входят: РЛС "Инициатива-2К", опускаемая гидроакустическая станция ВГС-2 "Ока", гидроакустическая система "Баку" с приёмным устройством СПАРУ-55 "Памир" и 36 сбрасываемыми гидроакустическими буями типа РГБ-Н "Ива" и РГБ-НМ "Чинара" (позже РГБ-НМ1 "Жетон"), радиоприёмная система РПМ-С с радиолокационными буями типа "Поплавок-1А" (обычно 3 шт.), прицельно-вычислительное устройство ПВУ-В-1 "Жасмин". Вместо ГАС ВГС-2 может устанавливаться опускаемый магнитометр АПМ-60 "Орша" (позже АПМ-73). Вооружение состоит из торпеды АТ-1 (АТ-1М, позже Т-67) или 4-8 глубинных бомб. В 80-х годах вооружение было усилено корректируемыми бомбами КАБ-250ПЛ и ракето-торпедами АПР-2. Ка-25 стал первым отечественным противолодочным вертолётом, причём первым специально спроектированным боевым вертолётом, а не переделанным из транспортного. Первые серийные вертолёты летом 1966 года поступили в 33 учебный центр в Очакове (в 555 оплвп). Первыми прошли переучивание в Центре лётчики 872 оплвп ВВС КЧФ. В начале 1967 года на Ка-25 переучился 830 оплвп ВВС КСФ. Переучивание остальных частей продолжалось до июня 1977 года. Ка-25 первыми получили противолодочные корабли типа "Комсомолец Украины" (проект 61). На таком корабле мог базироваться только один вертолёт, который решал ограниченный круг задач. По одному вертолёту несли и противолодочные корабли проекта 1134. БПК проекта 1155 могли нести уже по 2 вертолёта (Ка-25ПЛ и Ка-25Ц). Во второй половине 60-х годов проявились противолодочные крейсера прпоекта 1123 "Москва" и "Ленинград", на которых вертолёты Ка-25 уже были основным противолодочным оружием. На каждом корабле могло базироваться до 20 вертолётов. Использовались Ка-25 и на противолодочных крейсерах проекта 1143, и десантных кораблях проекта 1174. Несколько вертолётов принадлежало морским пограничникам на Дальнем Востоке. В августе 1968 года вертолёты Ка-25, принадлежащие 872 оплвп, на борту ПКР "Москва" впервые вышли на боевую службу в Средиземное море. Ка-25ИВ в 1966-1967 годах использовались на Тихоокеанском флоте во время испытаний баллистических ракет. Специально оборудованные Ка-25 из 555 иивп и 872 оплвп в 1967-1968 годах применялись для поиска в Индийском океане приводнившихся космических спускаемых аппаратов (программа "Эллипс"). На рубеже 60-70-х годов была осуществлена аналогичная программа под названием "Селенга". В июне-ноябре 1974 года 6 вертолётов Ка-25БШЗ (на борту ПКР "Ленинград") в составе международных сил принимала участие в разминировании Суэцкого залива. В 70-80-х годах вертолёты Ка-25ПЛ широко применялись с кораблей группового базирования (пр.1123, 1143) для поиска ракетных подводных лодок НАТО в районах их вероятного патрулирования. Участвовали они и в крупным учениях флота "Океан", "Вымпел" (1970), "Накат" (1973) и др. Один Ка-25ПЛ с демонтированным военным оборудованием эксплуатировался на борту атомного ледокола "Сибирь". В 1965-1973 годах в Улан-Удэ изготовлено 460 вертолётов 18 различных модификаций. В процессе эксплуатации неоднократно модернизировался. Ка-25 поставлялся на экспорт в Болгарию, Вьетнам, Индию (7 вертолётов), Сирию (5), Югославию (12). После распада СССР 30 вертолётов досталось Украине. После появления в 1981 году более совершенных Ка-27ПЛ вертолёты Ка-25ПЛ начали постепенно списываться. При этом Ка-27Ц продолжали оставаться в строю во середины 90-х годов. В настоящее время все Ка-25 выведены из состава флота России в резерв. Сирийские вертолёты принимали участие в гражданской войне в Ливане. Югославские Ка-25 принимали участие в гражданской войне в этой стране. 5 из них достались Сербии. В настоящее время по одному Ка-25 экспонируются в музеях в Монино и Ханое (Вьетнам). Модификации вертолёта:
Лётно-технические характеристики (Ка-25ПЛ)
Литература
|