Ка-25С

20 февраля 1958 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, поручавшее ОКБ Н.И.Камова разработку противолодочного вертолёта "Д". Проект был готов в 1960 году. Так как габариты и масса целевого оборудования получились значительными, было решено разделить функции и разрабатывать сразу два варианта вертолёта - противолодочный ("ДБ") и целеуказания ("ДЦ"). В мае 1960 года макетная комиссия утвердила макет вертолёта. 26 апреля 1961 года первый прототип "ДБ" совершил несколько отрывов от земли, после чего его передали на ресурсные испытания. 21 мая второй прототип совершил полёт по полному профилю (лётчик-испытатель Д.К.Ефремов). Подготовка к серийному производству на заводе №99 в Улан-Удэ началась осенью 1961 года.

В 1963 году на Ухтомском авиазаводе был изготовлен прототип "ДЦ". Его оборудование отличалось меньшим разнообразием, по сравнению с "ДБ" и включало только РЛС кругового обзора и автоматическую систему передачи данных (АСПД). Комплекс разведки и целеуказания "Успех" разрабатывался в киевским НИИ "Квант" с середины 50-х годов (принят на вооружении в 1965 году, корабельная часть впервые установлена на крейсерах проекта 58) и к моменту установки на вертолёт находился в достаточно высокой степени готовности. В том же году лётчик-испытатель Е.И.Ларюшин впервые поднял его в небо. Заводские испытания продолжались до конца года. В 1964 году начались государственные испытания на Киевском водохранилище. После доводки аппаратуры "Успех" прототип был передан в Североморск, где испытания продолжились на кораблях Северного флота (специально выделены эсминец и крейсер "Грозный"). Совместные испытания вертолётной и корабельной аппаратуры продолжались до октября 1965 года. Серийное производство организовано на заводе №99 в Улан-Удэ. Принят на вооружение авиации ВМФ 2 декабря 1971 года под обозначением Ка-25Ц.

Ка-25Ц построен по соосной схеме. Несущие винты трёхлопастные, противоположного вращения, с электрогидравлической системой складывания на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический (Д16Т), балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с верхним и нижним килями и 2 шайбами с рулями поворота. Шайбы установлены под углом 15° к продольной оси вертолёта. Шасси четырёхопорное, поджимающееся в полёте (чтобы не затенять РЛС задние сектора кругового обзора). Для аварийной посадки на воду на стойках шасси устанавливались надувные баллонеты (демонтированы в середине 70-х годов). Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигатей ГТД-3Ф и четырёхступенчатого планетарного редуктора РВ-3Ф (с 1974 года - ГТД-3М и РВ-3М), расположенных в общей гондоле в верхней части фюзеляжа. Силовая установка снабжена автоматической системой, поддерживающей постоянство оборотов винтов, и указателем режимов двигателя. Запас топлива размещён в 8 мягких топливных баках (большего объёма, чем на Ка-25ПЛ). Предусмотрена возможность установки 2 дополнительных топливных баков по 200 л снаружи по бортам. В носовой части фюзеляжа расположена двухместная кабина экипажа. В главной кабине может резмещаться 12 пассажиров на откидных сиденьях. На борту установлена вертолётная часть комплекса разведки и целеуказания "Успех". От базового Ка-25ПЛ вертолёт Ка-25Ц отличали обтекатель антенны РЛС увеличенного размера, обтекатель передающей антенны АСПД под фюзеляжем, дополнительный электрогенератор, автопилот АП-114Ц, отсутствие бомболюка.

Производство продолжалось до 1972 года. Всего было изготовлено 50 вертолётов Ка-25Ц. Носителями вертолёта были крейсеры проекта 58, большие противолодочные корабли проектов 1134 и 1155. На БПК проекта 1155 в ангарах базировались 2 вертолёта: Ка-25Ц и Ка-25ПЛ. Базировались Ка-25Ц (по 3 шт.) и на авианесущих крейсерах проекта 1143, где использовались для целеуказания комплексу "Ураган-1143".

Ка-25Ц мог патрулировать на расстоянии до 200 км от корабля базирования. Бортовая РЛС обнаруживала цель на расстоянии до 250 км, а АСПД передавала данные на корабль. С корабля производился пуск крылатой ракты. Сам вертолёт наводить ракету не мог, но благодаря ему оператор на корабле мог видеть цель и ракету и осуществлять коррекцию курса до захвата цели ГСН. Являясь стандартным элементом комплекса вооружения кораблей, вертолёты активно эксплуатировались. В отличие от Ка-25ПЛ они полностью соответствовали своему назначению и могли обеспечивать пуски ракет даже более поздних комплексов (3М44, 4К80 и др.) с дальностью полёта до 500 км. Ка-25Ц эксплуатировались в ВМФ России до середины 90-х годов.

Модификации вертолёта:

  • "ДЦ-02" - прототип. Изготовлен в 1963 году.
  • Ка-25Ц ("изделие ДЦ") - серийный вертолёт разведки и целеуказания.
  • "УДЦ" - учебный. Отличался двойным управлением. В войсках переоборудовано несколько вертолётов.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ГТД-3Ф
Взлётная мощность, э.л.с. 2х900
Диаметр несущих винтов, м 15,74
Габариты, м:

длина со сложенными винтами
длина фюзеляжа
ширина
высота до втулки несущего винта

11,9
10,0
3,8
5,37
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

3,95
1,5
1,25
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

4100
6670
7150
Запас топлива, кг. 1705
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

205
170
Динамический потолок, м 3500
Дальность полёта, км. 700
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 112-113.
  2. Кузнецов Г. Ка-25 на флоте тридцать лет. // Самолёты мира. - 1996. - №2. - С. 2-6.
  3. Кузнецов Г. Первый боевой отечественный вертолёт. // Крылья Родины. - 2000. - №3. - С. 1-4.
  4. Роман В.Д. Ка-25 - "длинная рука" адмирала Горшкова. // Авиация и Время. - 1996. - №6. - С. 4-26, 44-47.
  5. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 81-84.
Вертолёты | Разведчики | Морская авиация | На главную