Разработка турбовального двигателя ГТД-3 для палубного
вертолёта Ка-25 началась в 1956 году во вновь
созданном Омском моторостроительном КБ под руководством В.А.Глушенкова.
Первые образцы двигателя изготовлены в 1961 году и установлены на прототипах
вертолёта Ка-25. Серийное производство организовано в 1964 году на Омском
моторостроительном заводе им. П.И.Баранова.
Двигатель состоит из осецентробежного семиступенчатого компрессора, кольцевой
камеры сгорания и двухступенчатой турбины. Работает совместно с редуктором РВ-3.
Всего изготовлено около 1000 двигателей всех модификаций. Поставлялся на
экспорт в Индию. На базе ГТД-3 разработан танковый двигатель ГТД-3Т.
Модификации:
-
ГТД-3 - базовый мощностью 750 л.с.
-
ГТД-3БМ - модернизированный. Мощность увеличена до 990 л.с.
-
ГТД-3М - модернизированный. Мощность увеличена до 1000 л.с. Разработан в
1953-1973 годах. Выпускался с 1973 года.
-
ГТД-3Т, ГТД-3ТЛ, ГТД-3ТП, ГТД-3ТУ - танковые модификации. Разрабатывались
с 1960 года.
-
ГТД-3Ф - форсированный до 900 л.с. Разработан в 1960-1965 годах. Выпускался
с 1965 года.
Технические харктеристики (ГТД-3Ф)
Габариты, мм:
длина
диаметр |
2295
- |
Масса, кг |
240 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
4,65 |
Степень повышения давления в компрессоре |
6,5 |
Температура газа перед турбиной, °C |
870 |
Взлётная мощность, э.л.с. |
900 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
19000 |
Ресурс, час. |
- |
Литература
- Роман В.Д. Ка-25 - "длинная рука" адмирала Горшкова // Авиация и Время. - 1996. - №6. - С. 26.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 81-84.
- Турбовальные двигатели для вертолётов // Взлёт. - 2006. - №4. - С. 23-27.
|