Ил-28

Разработка фронтового бомбардировщика Ил-28 началась в ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина в 1947 году в инициативном порядке (постановление правительства появилось только 12 июня 1948 года). Ведущим инженером по самолёту был назначен В.Бугайский. Рабочие чертежи разрабатывал Г.В.Новожилов. В 1948 году был изготовлен прототип с 2 ТРД "Нин-1". С целью удаления двигателей от земли было решено установить их в мотогондолах под крылом без пилонов (как это было на опытном бомбардировщике Ил-22). Прототип впервые поднялся в небо 8 июля 1948 года (лётчик-испытатель В.К.Коккинаки). 30 декабря 1948 года начались заводские испытания с двигателями РД-45Ф. В мае 1949 года самолёт обсуждался на совещании у И.В.Сталина. Ильюшину было предложено увеличить скорость самолёта путём установки более мощных двигателей ВК-1, что и было в срочном порядке сделано. 14 мая было принято решение о серийном производстве, которое началось в этом же году сразу на трёх заводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже и №166 в Омске. Позже к ним присоединился завод №39 в Иркутске. 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк Ил-28 (командовал полком Герой Советского Союза подполковник А.А.Анпилов).

Ил-28 представляет собой свободнонесущий высокоплан с прямым трапециевидным крылом и стреловидным однокилевым оперением. Крыло скомпановано из скоростных профилей СР-5с, разработанных в ЦАГИ. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен из дюралюмина Д-16Т. Силовая установка состоит из 2 ТРД ВК-1А конструкции В.Я.Климова. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипах размещается в герметизированных кабинах. Места экипажа бронированные. В аварийной ситуации кресла командира экипажа и штурмана катапультируются вверх, стрелок покидал самолёт через нижний люк. Управление самолётом бесбустерное, тросовое. Бомбы (обычные калибром 50-3000 кг и атомные) располагаются внутри фюзеляжа в бомбоотсеке под центропланом (бомбы сбрасывал штурман с помощью оптического прицела ОПБ-5, напрямую связанным с автопилотом). Оборонительное вооружение состоит из кормовой двухпушечной установки Ил-К6 с 2 пушками НР-23 (боекомплект 450 снарядов), ещё 2 пушки (по 100 снарядов) устанавливались неподвижно по бортам носовой части фюзеляжа. Для сокращения разбега (до 560 м) могли применяться твердотопливные ускорители ПСР-1500-15 тягой 1600 кгс. Для обеспечения возможности действовать в любых метеоусловиях самолёт оборудовался эффективной антиобледенительной системой (Ил-28 оказался единственным самолётом, который промозглым днём 9 марта 1953 года в условиях низкой облачности со снегом и дождём мог лететь над Красной площадью, отдавая последние почести Сталину).

В первую очередь новыми самолётами оснащались полки фронтовой авиации западных округов. С лета 1951 года Ил-28 стал поступать в авиацию ВМФ (позже переоборудованы в торпедоносцы). 42 самолёта в 60-е годы базировалось на Кубе (вполне могли нанести удар по территории США). Первое боевое применение Ил-28 относится к 1956 году (подавление вооружённого мятежа в Венгрии). Самолёт участвовал во многих локальных конфликтах: Суэцкий кризис (1956), восстание в Тибете (1959), гражданская война в Йемене (1962), шестидневная война (1967), гражданская война в Нигерии (1967-1970), война во Вьетнаме (с 1968), гражданская война в Лаосе и Индо-Пакистанский конфликт (1971), бои в Иракском курдистане (1974), война в Афганистане (1979-1989). 27 декабря 1968 года с бомбардировщика H-5 (китайский Ил-28) была сброшена первая китайская атомная бомба.

В начале 60-х годов под влиянием ракетно-ядерной доктрины и с благословения Н.С.Хрущёва началось массовое сокращение дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. Тысячи исправных и боеспособных самолётов (400 только в авиации КТОФ) было порезано автогеном, разбито и раздавлено танками. Но уничтожить все Ил-28 так и не удалось. Когда в 70-е годы началось возрождение штурмовой авиации, сохранившиеся бомбардировщики Ил-28 силами ремонтных предприятий стали переоборудовать в штурмовики (существовало, по крайней мере, 2 полка, вооружённых Ил-28Ш). Много самолётов попало в лётные училища. Использовались Ил-28 и в качестве буксировщиков мишеней (звено или эскадрилья в каждом военном округе). Последние Ил-28 советских ВВС оставались в эксплуатации до второй половины 80-х годов.

Ил-28 был лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения и входит в число самых удачных самолётов мира. Всего в СССР в 1949-1955 годах были изготовлены 6316 самолётов Ил-28 различных модификаций. По лицензии самолёт выпускался в Китае и ЧССР. Он поставлялся на экспорт во многие страны мира (в том числе и Китаем). До сих пор Ил-28 стоит на вооружении ВВС и ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Словакии, Сомали, Финляндии, Чехии.

Фотографии Ил-28 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ил-28 - базовый.
  • Ил-28ЗА - зондировщик атмосферы. Оснащался оборудованием для исследования верхних слоёв атмосферы. Изготовлено несколько самолётов.
  • Ил-28ЛЛ - летающая лаборатория.
  • Ил-28М - радиоуправляемая мишень.
  • Ил-28П (Ил-20) - почтовый. Отличался отсутствием вооружения. Эксплуатировался в Аэрофлоте с 1954 года. На этом самолёте также тренировались экипажи для Ту-104.
  • Ил-28ПЛ - противолодочный. Мог нести противолодочную торпеду АТ-1. Переоборудованы самолёты 769 мтап ДКБФ.
  • Ил-28Р - разведчик для оператитвной и тактической разведки. Первый полёт 19 апреля 1950 года. В 1950-1853 годах выпускался на заводе №30, с 1953 - на заводе №39 в Иркутске. С 1952 года выпускался с двигателями ВК-5.
  • Ил-28С - бомбардировщик со стреловидным крылом (проект). Отличался двигателями ВК-5. Разрабатывался в 1950 году.
  • Ил-28Т - торпедоносец. Отличался бомбоотсеком увеличенной длины (6430 вместо 4270 мм) и ПТБ на концах крыльев. Вооружался торпедами и минами. Разработан в 1951 году. Первый полёт состоялся 8 января 1951 года.
  • Ил-28У - учебный. Вместо кабины штурмана установлена кабина учлёта. Разработан в 1949 году. Первый полёт состоялся 18 марта 1950 года. Выпускался на Московском авиозаводе №30.
  • Ил-28Ш - штурмовик. Отличался наличием 12 точек подвески вооружения под крылом. Разработка началась в октябре 1967 года. В 70-е годы ремонтными заводами часть сохранившихся Ил-28 переоборудована в штурмовики.
  • B-228 - чешский вариант Ил-28.
  • H-5 - китайский вариант Ил-28. Первый полёт 25 сентября 1966 года.
  • HJ-5 - китайский вариант Ил-28У. Первый полёт 12 декабря 1970 года.
  • HZ-5 - китайский вариант Ил-28Р.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ВК-1А
Взлётная тяга, кгс 2х2700
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

21,45
17,65
6,7
Площадь крыла, м2 60,8
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

12,89
18,4
23,2
Запас топлива, л 7908
Масса бомбовой нагрузки, т 3000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте 45000 м
крейсерская

786
906
700
Скороподъёмность, м/с 15
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 2400
Практический потолок, м 12500
Длина разбега, м

пробега, м

875-965
920
Экипаж, чел. 3
Пушечное вооружение 4хНР-23

Литература

  1. Евстратов И. Один из лучших в мире // Моделист-конструктор. - 2000. - №7. - С. 36-40.
  2. Егоров Ю.А. Ил-28 // Крылья Родины. - 1986. - №3. - С. 27-29.
  3. Егоров Ю.А. Удачный самолёт, которому не везло // Авиация и Время. - 1997. - №1. - С. 4-20.
  4. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990. - С. 82-100.
  5. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 5-10.
  6. Колесников П. "Фронтовик" // Техника - молодёжи. - 1984. - №6. - С. 24-25.
  7. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 17-18.
  8. Сергеев Ю. Классик фронтовой авиации // Крылья Родины. - 1999. - №4. - С. 10-14.
  9. Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998.
  10. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 381-385.
Бомбардировщики | На главную