В 1943 году бригада общих видов ОКБ-240
под руководством В.М.Германова приступила к разработке проектов
перспективных самолётов послевоенного поколения. В их числе был и
четырёхмоторный пассажирский самолёт. В 1945 году Главному управлению
ГВФ был представлен проект лайнера, получившего обозначение Ил-18.
Первоначально планировалось установить на самолёт авиационные дизели
конструкции А.Д.Чаромского. Затем вместо них было решено использовать
звездообразные поршневые двигатели АШ-72ТК, но производство их так
и не было налажено. Следующим вариантом стало использование АШ-73ТК
(на опытном образце установили АШ-73 без турбокомпрессоров). Изготовление
прототипа было завершено в конце июля 1946 года. 17 августа экипаж
лётчика-испытателя В.К.Коккинаки впервые поднял его в воздух. Заводские
испытания завершились осенью 1947 года, но из-за отсутствия двигателей
АШ-73ТК государственные испытания не состоялись. На следующий год работы
по доводке самолёта были по ряду причин остановлены.
В апреле 1956 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке
турбовинтового пассажирского лайнера с двигателями НК-4. В июле ОКБ
С.В.Ильюшина представило заказчику эскизный проект. Через месяц были
утверждены технические требования (совместные ГВФ и ВВС), а в декабре
был утверждён макет самолёта. 24 июня 1957 года прототип был передан
на заводские испытания. 1 июля В.К.Коккинаки выполнил первые рулёжки,
а 4 июля поднял его в небо с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе.
Примерно в то же время самолёт был показан руководителям партии и
правительства. По предложению Е.А.Фурцевой (в то время секретарь МГК
КПСС) он получил имя собственное "Москва". Государственные испытания
в НИИ ВВС проходили с 10 мая по 20 августа 1958 года.
Серийное производство началось в ноябре 1957 года на Московском
авиазаводе №30 "Знамя Труда". В 1959 году самолёты Ил-18А вышли на
пассажирские трассы. Модернизация и сопровождение в эксплуатации
проводились под руководством Г.В.Новожилова.
Ил-18 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Фюзеляж герметизированный. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси
убирающееся трёхопорное с передней стойкой. Силовая установка состоит
из 4 турбовинтовых двигателей АИ-20 (АИ-20К,
АИ-20М) конструкции А.Г.Ивченко с воздушными винтами АВ-68И. Двигатели
установлены на крыле. Прототипы и Ил-18А были оснащены двигателями НК-4
конструкции Н.Д.Кузнецова с винтами АВ-68В. Начиная с 26 серии устанавливалась
ВСУ ТГ-16 (позже ТГ-16М). Запас топлива размещался в консолях крыла.
Существовало несколько вариантов компоновки пассажирских салонов (от
69 до 127 мест). Для повышения надёжности важнейшие навигационные приборы,
агрегаты радио- и высотного оборудования дублированы. Состав пилотажно-навигационного
оборудования позволял выполнять полёт днём и ночью в простых и сложных
метеоусловиях. Имеются противопожарная и антиобледенительная системы.
Международная авиационная федерация (FAI) наградила Ил-18 Золотой
медалью. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году самолёту присуждена
"Грап-при" и золотая медаль. В 1960 году за создание Ил-18 С.В.Ильюшин,
В.А.Борог, В.М.Германов, А.Я.Левин, Е.И.Санков, В.Н.Семёнов, В.К.Коккинаки
удостоены Ленинской премии.
В 1958-1969 годах изготовлено 567 самолётов Ил-18 различных модификаций.
Первые самолёты поступили во 2 акдон. С 1 августа 1958 года Ил-18А стал
поступать в ГВФ (первым эксплуатировать его стало Внуковское авиапредприятие).
21-23 марта 1958 года экипаж В.К.Коккинаки совершил на Ил-18 дальний
перелёт по маршруту Москва - Иркутск - Петропавловск-Камчатский - бухта
Тикси - станция СП-6 - бухта Тикси - Москва, преодалев за 27 ч. 34 мин.
около 18000 км. Регулярные пассажирский перевозки начались 20 апреля
1959 года. 5 января 1960 года выполнен первый международный рейс (из
Москвы в Софию). В декабре 1961 года экипаж А.С.Полякова на Ил-18В
совершил перелёт в Антарктиду. В 1958-1959 годах на Ил-18 установлен
ряд мировых рекордов скорости и высоты полёта (некоторые продержались
до 1971 года). 14 апреля 1961 года на Ил-18 в варианте "салон" был
доставлен в Москву первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин.
Ил-18 зарекомендовал себя очень надёжным в эксплуатации самолётом.
По экономическим показателям он не уступал лучшим самолётам своего
класса: Бристоль "Британия", Виккерс "Вэнгард", Локхид "Электра".
В середине 70-х годов МГА даже ставило вопрос о возобновлении его
производства. В настоящее время в гражданской авиации России в
эксплуатации остаются 19 самолётов. Ил-18 стал первым отечественным
типом самолёта, достигшим налёта 35000 часов на самолёт в пассажирском
варианте.
В 1959 году начались поставки самолёта на экспорт. Ил-18 стал первым
советским самолётом, массово поставлявшемся за границу. Он поставлялся
в Болгарию, Венгрию, Гану, Гвинею, ГДР, КНДР, Кубу, Польшу, Руиынию,
Чехословакию, Югославию. Первый серийный Ил-18А ныне является экспонатом
Национального музея авиации Украины.
Модификации самолёта:
-
Ил-18 - поршневой прототип. Первый полёт 17 августа 1946 года.
-
Ил-18 - первый турбовинтовой прототип. Салон рассчитан на 75 пассажиров
(65+10). Первый полёт 4 июля 1957 года.
-
Ил-18-8А - второй прототип. Отличался крылом с двумя разъёмами, увеличенным
запасом топлива, компановкой салона. Изготовлен в 1958 году.
-
Ил-18 "Полоса" - опытный с комплексом навигационно-пилотажного оборудования,
позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории. В 1965
году переоборудован 1 самолёт.
-
Ил-18А - первый серийный вариант. Отличался двигателями НК-4, салоном на
75 мест. Первый полёт 26 октября 1957 года. В начале 1958 года изготовлено
20 самолётов. Пассажирские перевозки начались в 1959 году. Позже все самолёты
переоборудованы в вариант Ил-18Б.
-
Ил-18Б - с двигателями АИ-20. Отличался усиленными крылом и шасси. Взлётная
масса увеличена до 61,2 т. Первый полёт состоялся 30 сентября 1959 года. В
1958-1959 годах изготовлено 65 самолётов. Также переоборудованы ранее
выпущенные Ил-18А.
-
Ил-18В - модернизированный. Отличался двигателями АИ-20К, ВСУ ТГ-16 (ТГ-16А),
усиленным фюзеляжем, пассажирским салоном на 84 (компановка "15А") или
89 (компановка "17А") пассажиров, расположением входных дверей. Коммерческая
нагрузка уменьшена до 13,5 т. Первый полёт 10 декабря 1959 года. В 1960-1965
годах изготовлено 334 самолёта.
-
Ил-18В-26А (Ил-18Д) - самолёт для дальних перелётов. Отличался увеличенным
запасом топлива, комфортабельным салоном на 20 пассажиров, дополнительным
пилотажно-навигационным оборудованием. В 1962 году изготовлено 3 самолёта.
Применялся для полётов в Антарктиду.
-
Ил-18Гр - грузовой. Отличается отсутствием
пассажирского оборудования, усиленным полом, рельсом с тельфером на потолке
салона. Первый полёт 4 марта 1978 года. С 1978 года на авиаремонтных заводах
переоборудовались пассажирские самолёты, невыработавшие ресурс. Переоборудовано
59 самолётов.
-
Ил-18ГрМ - грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой
двери в левом борту, напольной механизацией (компановки "41" и "42А").
Разработан в конце 80-х годов. В 1990-1996 годах переоборудовано несколько
самолётов Ил-18Д.
-
Ил-18Д (второй с таким обозначением) - дальний. Отличался дополнительным
топливным баком в центроплане, двигателями АИ-20М, пилотажно-навигационной
системой "Путь-4М". Салон рассчитан на 100-122 пасажира (зимой 90-110
из-за увеличения ёмкости гардеробов). Взлётная масса увеличена до 64 т.
Разработан в 1964 году. Первый полёт 31 июля 1964 года. В 1966-1969 годах
выпущено 122 самолёта.
-
Ил-18Д "Помор" - самолёт рыбной разведки. Переоборудован 1 Ил-18Д.
-
Ил-18ДЦ "Циклон" - самолёт для метеорологических
исследований. Первый полёт 4 апреля 1980 года.
-
Ил-18ДОРР - самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов. Первый полёт
в апреле 1985 года. Изготовлено 2 самолёта.
-
Ил-18Е - доработанный. Являлся переходным от Ил-18В к Ил-18Д. Салон
рассчитан на 100-110 пассажиров (компановка "27А"). Отличался отделкой
салона, новыми креслами, доработанной системой кондиционирования. Первый
полёт 21 декабря 1960 года. В 1965-1966 годах изготовлено 23 самолёта.
-
Ил-18И - с увеличенной дальностью полёта. Отличался дополнительным баком
в центроплане на 6300 л, отделкой салона, наличием спасательных плотов
и 2 холодильников ЗиЛ. Взлётная масса увеличена до 64 т. В 1960 году
построено 2 самолёта.
-
Ил-18ЛЛ - летающая лаборатория. В ЛИИ им. М.М.Громова переоборудовано
несколько самолётов.
-
Ил-18РТ (Ил-18СИП) - самолётный измерительный пункт. Отличался аппаратурой
приёма и регистрации телеметрической информации, 15 рабочими местами
операторов в салоне. В 1964 году переоборудовано 2 Ил-18В.
-
Ил-18РТЛ - прототип Ил-20РТ. Отличался большим обтекателем антенн сверху
фюзеляжа. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ им. М.М.Громова.
-
Ил-18С (Ил-18-4А) - салон на базе Ил-18А. Изготовлен в мае 1958 года.
-
Ил-18Т (Ил-18-18А) - транспортно-санитарный. Отличался откидными сиденьями
вдоль бортов вместо кресел, отсутствием туалетов и гардеробов, наличием
тельферов. Первый полёт 29 февраля 1960 года.
-
Ил-18ТД - транспортно-десантный. Изготовлен в 1 экземпляре в 1968 году.
-
Ил-18УШ - учебный штурманский. Отличался 20 рабочими местами штурманов
в салоне. Разработан в 1972 году. Переоборудовано несколько самолётов.
-
Ил-20 - самолёт специального назначения (измерительный комплекс). Разработан
в 1965-1968 годах. Первый полёт 25 марта 1968 года.
-
Ил-20М ("изделие 17") - самолёт радиотехнической
разведки. Изготовлено 20 самолётов.
-
Ил-20РТ - самолётный измерительный пункт.
Разрабатывался с сентября 1978 года для военно-космических сил. Изготовлено
4 самолёта.
-
Ил-22 (Ил-18Д-36) - самолёт дальней связи. Разрабатывался
с сентября 1965 года.
-
Ил-24Н - самолёт ледовой разведки. Первый полёт
12 июня 1979 года. Переоборудовано 2 самолёта.
-
Ил-38 - противолодочный. Разрабатывался с 1960
года. Первый полёт 27 сентября 1961 года. В 1967-1972 годах изготовлено
65 самолётов.
-
Ил-118 - модернизированный (проект). Отличался 2 винто-вентиляторными
двигателями. Разработан в 1984 году.
Лётно-технические характеристики
|
Ил-18В |
Ил-18Д |
Двигатели |
АИ-20К |
АИ-20М |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х4000 |
4х4250 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
37,4
35,9
10,17 |
37,4
35,9
10,17 |
Площадь крыла, м2 |
140,9 |
140,9 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная |
32,25
61,2 |
33,76
64,0 |
Запас топлива, т |
18,6 |
23 |
Количество пассажиров, чел. |
89-100 |
100 |
Максимальная коммерческая нагрузка, т |
13,5 |
13,5 |
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте
крейсерская |
685
650 |
685
650 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
максимальная |
3300
5400 |
4300
6500 |
Практический потолок, м |
- |
12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1000
800 |
1000
800 |
Экипаж (лётный), чел. |
5 |
5 |
Литература
- Андреев И. Фейерверк новинок // Техника - молодёжи. - 1977. - №9. - С. 52-53.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 239-243.
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990. - С. 13-14, 224-233.
- История конструкций самолётов в СССР 1951-1965 гг. / Е.В.Арсеньев, Л.П.Берне, Д.А.Боев и др. - М.: "Машиностроение", 2002. - С. 141-174.
- Цветков С. Классик "золотой" эры // Мир авиации. - №№ 4/93, 1/94, 1/95, 2/95, 1/96, 2/96.
- Цветков С. Смена репертуара // Крылья Родины. - 1992. - №9. - С. 22.
- Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998. - С. 197-217.
- Якубович Н.В. Самолёт Ил-18. Пассажирские авиалайнеры. - М.: "Цейхгауз", 2007.
- Якубович Н.В. Феномен Ил-18 // Крылья Родины. - 1998. - №1. - С. 10-11.
|