Ил-20РТ

Разработка самолётного измерительного пункта Ил-20РТ по заказу военно-космических сил началась в ОКБ-240 С.В.Ильюшина в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 28 сентября 1970 года. За основу был взят разведчик Ил-20. Самолёт предназначался для приёма телеметрической информации с борта ракет и космических аппаратов в зонах, где приём и регистрация данных наземными средствами невозможны.

В 1971 году в ЛИИ на базе Ил-18 был оборудован СИП, получивший обозначение Ил-18РТЛ. Его испытания в различных климатических зонах проходили до 1974 года. Затем на заводе №30 "Знамя Труда" в Москве были изготовлены 4 самолёта Ил-20 и переданы на доукомплектование аппаратурой на ММЗ "Стрела". После проведения испытаний головного самолёта вся партия прошла доработку: были установлены дополнительные антенны в хвостовой части фюзеляжа. Руководство испытаниями осуществляла межведомственная комиссия во главе с Г.С.Титовым. В 1980 году самолёты Ил-20РТ поступили в эксплуатацию.

Конструкция Ил-20РТ аналогична самолёту Ил-18Д. В обтекателе на верхней части фюзеляжа (длина 11 м, высота 1 м) установлены приёмные антенны телеметрических станций РТС-9 и БРС-4. В носовой части фюзеляжа и хвостоворй части под обтекателем длиной 1,5 м установлены антенны станции МА-9МКС. На борту имеются система единого времени СКВ-12, дополнительные средства связи. В салоне оборудовано 10 рабочих мест для операторов. Внесены изменения в кислородную систему. Все кресла экипажа приспособлены под парашют. По правому борту вместо люка багажного отсека оборудован люк аварийного покидания, соединённый с салоном шахтой.

Все Ил-20РТ базировались в Ленинске (космодром Байконур). После появления в конце 80-х годов СКИП на базе Ил-76, они были переданы в ВВС и авиацию ВМФ, где применялись в качестве транспортных. Позже один из них был продан авиакомпании "IRS Aero" (потерян в авиакатастрофе 19 ноября 2001 года).

Модификации самолёта:

  • Ил-18РТЛ - прототип. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ.
  • Ил-20РТ - серийный самолётный измерительный пункт. Изготовлено 4 самолёта.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-20М
Взлётная мощность, э.л.с. 4х4250
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

37,4
35,9
10,17
Площадь крыла, м2 140,9
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная

-
64,0
Запас топлива, т -
Скорость, км/ч:

максимальная на высоте
крейсерская

685
650
Дальность полёта, км 4300
Практический потолок, м -
Длина разбега, м

пробега, м

1000
800
Экипаж, чел.:

лётный
радиотехнический

5
10

Литература

  1. Батуев П. СИПы и СКИПы в испытаниях новой техники. // Мир авиации. - 2003. - №3. - С. 41-47.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 41-44.
  3. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
  4. Цветков С. Смена репертуара. // Крылья Родины. - 1992. - №9. - С. 22.
Специальные | На главную