АИ-20Д

В 1956 году ОКБ-478 А.Г.Ивченко и Н.Д.Кузнецова было поручено разработать турбовинтовой двигатель мощностью 4000 л.с. для среднемагистральных пассажирских самолётов, разрабатывавшихся в ОКБ О.К.Антонова и С.В.Ильюшина. В 1957 году двигатель АИ-20 успешно прошёл испытания и был запущен в серийное производство на Запорожском и Пермском моторостроительных заводах. Устанавливался на самолётах Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-32, Бе-12, Ил-18, Ил-38 и их модификациях.

АИ-20 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель. Он состоит из осевого 10-ступенчатого компрессора, кольцевой камеры сгорания, 3-ступенчатой неохлаждаемой турбины, планетарного редуктора и нерегулируемого реактивного сопла. Двигатель работает с флюгерным винтом изменяемого шага левого вращения АВ-68Д (АВ-68ДМ, АВ-68И). В качестве топлива исползуется авиационный керосин марок Т-1, ТС-1, РТ.

Всего на двух заводах изготовлено 14000 двигателей АИ-20 всех модификаций. Капитальный ремонт осуществлялся на авиаремонтном заводе №123 в Старой Руссе. На базе АИ-20 с использованием теории подобия было создано семейство двигателей меньшей размерности АИ-24.

Модификации двигателя:

  • АИ-20 - базовый мощностью 4000 л.с. Устанавливался на Ан-10, Ан-12.
  • АИ-20Д - форсированный до 5180 л.с. Разработан в 1956 году. Устанавливался на Ан-8, Ан-32, Бе-12.
  • АИ-20ДК - доработанный для гидросамолёта Бе-12ФС. Устанавливался на Ан-32.
  • АИ-20К - для самолёта Ил-18В. Выпускался в 1963-1965 годах.
  • АИ-20М - форсированный до 4250 л.с. Устанавливался на Ан-12БК, Ан-32, Ил-18Д, Ил-38.

Технические характеристики (АИ-20К)

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

3096
842
1180
Масса сухая, кг 1080
Расход воздуха через компрессор, кг/с 20,9
Степень повышения давления в компрессоре 7,32
Температура газа перед турбиной, °C 807
Взлётная мощность, э.л.с. 4000
Частота вращения ротора, об/мин. -
Удельный расход топлива на взлётном режиме, кг/кгс·ч. 0,259

Литература

  1. Богуслаев В. 85 лет на службе авиации. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 14-17.
Двигатели | На главную