Ил-18ДЦ ''Циклон''

Разработка самолёта Ил-18ДЦ "Циклон" началась в ОКБ им. С.В.Ильюшина 26 июня 1974 года по заказу Центральной аэрологической обсерватории Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды. Летающая лаборатория должна была исследовать процессы образования облаков, туманов, воздушной турбулентности, колебаний температуры и давления, определять места зарождения циклонов. Кроме того, ставилась задача превращения облаков в дождь или снег и рассеивания тумана. Одновременно разрабатывались аналогичные лаборатории на базе Ан-12БП и Ту-16. В летающую лабораторию был переоборудован Ил-18Д СССР-75442. Первый полёт состоялся 4 апреля 1980 года.

От пассажирского самолёта Ил-18ДЦ отличает носовая штанга длиной 4 м с датчиками комплекса измерителя структуры воздушного потока, подфюзеляжный обтекатель обзорной РЛС, 2 обтекателя сверху задней части фюзеляжа для метеолокаторов вертикального зондирования. Кроме того, на внешней поферхности фюзеляжа установлены многочисленные датчики различной научной аппаратуры, обтекатели лазерных поляриметров, инфракрасного радиометра, кино- и телеаппаратуры, люк для фотокамеры. 4 окна кабины заменены полусферическими блистерами. Ещё один блистер установлен в верхней части фюзеляжа за крылом. В нижней части фюзеляжа имеются 2 окна с плоскими оптическими стёклами (на земле закрываются крышками).

Внутри фюзеляжа размещена аппаратура термодинамического комплекса, средства измерения микроструктуры облаков и осадков, метеорологическая, радиолокационная и лазерная аппаратура, средства активного воздействия на облака, средства для регистрации и обработки результатов исследований. В состав оборудования входила бортовая ЭВМ. Всего в салоне имелось 19 стендов с оборудованием и 33 рабочих места операторов. Для доступа в полёте к оборудованию в нижних отсеках в полу были сделаны люки с лестницами. Вместо заднего туалета оборудована фотолаборатория.

Ил-18ДЦ совместно с другими самолётами серии "Циклон" применялся в различных научных программах по изучению атмосферных явлений над территорией СССР. Использовался он и над территорией других государств. Например, осенью 1986 года состоялся совместный советско-кубинский эксперимент по исследованию природы тропических циклонов.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-20М
Взлётная мощность, э.л.с. 4х4250
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

37,4
35,9
10,17
Площадь крыла, м2 140,9
Взлётная масса, т 64,0
Скорость, км/ч:

максимальная на высоте
крейсерская

685
650
Дальность полёта, км 4300
Практический потолок, м 12000
Длина разбега, м

пробега, м

1000
800
Экипаж, чел.:

лётный
технический

5
33

Литература

  1. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
  2. История конструкций самолётов в СССР 1951-1965 гг. / Е.В.Арсеньев, Л.П.Берне, Д.А.Боев и др. - М.: "Машиностроение", 2002. - С. 169-171.
  3. Турьян В. Летающие лаборатории // Крылья Родины. - 1984. - №7. - С. 31.
  4. Цветков С. Классик "золотой" эры // Мир авиации. - 1996. - №2. - С. 50-52.
Специальные | На главную