1 августа 1960 года вышло постановление СМ СССР № 826-341
о создании скоростного пассажирского самолёта Ту-124А с расположением двигателей
Д-20П в хвостовой части фюзеляжа. Непосредственным толчком к созданию такого
самолёта послужила реакция Н.С.Хрущёва в ходе визита во Францию весной
1960 года, где он прокатился на "Каравелле" с двигателями в хвостовой части
фюзеляжа и ему понравилось отсутствие шума и вибрации в салоне.
Проектированием самолёта первоначально руководил Д.С.Марков, затем его
сменил Л.Л.Селяков. Первые проработки машины выявили возможность создания
её на базе пассажирского Ту-124, проходившего в то время заводские испытания.
К 1 апреля 1961 года был готов эскизный проект. В начале 1962 года на опытном
заводе №156 началась сборка первого Ту-124А с двигателями Д-20П-125 конструкции
П.А.Соловьёва. 29 июля 1963 года экипаж во главе с заслуженным лётчиком-испытателем
Героем Советского Союза А.Д.Калиной впервые поднял его в небо. 20 ноября
самолёт получил обозначение Ту-134.
В 1966 году на Харьковском заводе №135 им. Ленинского комсомола началось
серийное производство. Испытания самолёта продолжались до июля 1967 года.
При этом в конструкцию был внесён ряд доработок (например, после катастрофы
английского самолёта BAC-111 аналогичной схемы в 1966 году увеличена площадь
горизонтального оперения). 26 августа 1967 года Ту-134 официально принят
для эксплуатации в ГВФ с пассажирами. 9 сентября он совершил первый пассажирский
рейс по трассе Москва-Адлер. В 1972 году за создание самолёта ряд работников
ОКБ им. А.Н.Туполева, Харьковского авиазавода, смежных
предприятий и ГВФ удостоен Государственной премии.
Ту-134 построен по аэродинамической схеме низкоплана с Т-образным оперением.
Двигатели расположены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Начиная с
четвёртого серийного самолёта вместо Д-20П-125 устанавливались двигатели
Д-30 (Д-20П-125-5) разработки ОКБ П.А.Соловьёва
(начиная с Ту-134А двигатели оснащались реверсом тяги). Шасси трёхопорное,
с носовой стойкой. Существовало несколько вариантов компоновки пассажирского
салона. У последних модификаций число пассажиров доведено до 80-90.
Серийное производство Ту-134 продолжалось до 1984 года. Всего было выпущено
852 самолёта всех модификаций, 134 из них поставлены на экспорт (первой
их в 1968 году получила Болгария). В ходе производства самолёт постоянно
модернизировался, улучшались его экономические показатели. Впервые в практике
отечественного самолётостроения конструкция Ту-134 и его лётные данные
прошли международный контроль, а сама машина получила международный сертификат
лётной годности, что позволяло использовать её на международных линиях.
Постепенно Ту-134 взял на себя львиную долю пассажирских перевозок на ближнемагистральных
трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне Ту-134 и его модификации
до недавнего времени были самыми комфортабельными в Аэрофлоте. До начала
90-х годов самолёты семейства Ту-134 перевезли более 500 млн. пассажиров
и продолжают эксплуатироваться и сегодня.
Фотографии Ту-134 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Ту-124А - первый прототип. Рассчитан на перевозку 52-56 пассажиров. Изготовлен
на заводе №156 в 1962-1963 годах.
-
Ту-134 "дублёр" - второй прототип. Количество пассажиров увеличено до 64.
Изготовлен в 1964 году на заводе №135. Первый полёт состоялся 9 сентября
1964 года.
-
Ту-134 - первый серийный вариант. Салон расчитан на 72 пассажира. В 1966-1970
годах изготовлено 78 самолётов (30 поставлено на экспорт).
-
Ту-134А - модернизированный. Отличался двигателями Д-30 второй серии с
реверсом тяги. Фюзеляж удлинён на 2,1 м. Число мест для пассажиров увеличено
до 76. В хвостовой части установлена ВСУ ТА-8, отсутствует тормозной парашют.
Часть самолётов оснащалось РЛС "Гроза-134". Разработка началась в 1968
году. Серийное выпускался с апреля 1970 года до начала 80-х годов.
-
Ту-134А-3 - самолёт с двигателями Д-30 третьей серии. Взлётная масса увеличина
до 49 т. Выпускался в 1982-1984 годах. Часть ранее выпущенных Ту-134А переоборудовано
в вариант Ту-134А-3.
-
Ту-134АК - самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном "люкс" на 13
пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным
трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался,
в основном, для ВВС.
-
Ту-134А "салон" - аналог Ту-134АК. Вторая дверь отсутствовала. Переоборудовался
из пассажирских Ту-134А.
-
Ту-134Б - модернизированный. Снижена масса пустого самолёта, увеличина
топливная экономичность. Число мест для пассажиров увеличено до 80, экипаж
сократился до 3 человек. В носовой части установлена РЛС "Гроза-134". Серийное
производство началось в марте 1980 года. Изготовлено 30 самолётов.
-
Ту-134Б-3 - вариант Ту-134Б с двигателями Д-30 третьей серии.
-
Ту-134БВ - летающая лаборатория для отработки космических программ.
-
Ту-134Б "салон" - салон на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери
для пассажиров. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано
из пассажирских Ту-134Б (при этом вторая дверь отсутствовала).
-
Ту-134Д - глубокая модернизация базового самолёта (проект). Отличался двигателями
Д-30А тягой по 8600 кгс. Разрабатывался в начале 1970-х годов.
-
Ту-134ДОЛ - офтальмологическая лаборатория (проект).
-
Ту-134К - салон на базе Ту-134.
-
Ту-134ЛК - летающая лаборатория для отработки космических программ.
-
Ту-134М - модернизированный (проект). Отличается двигателями Д-436Т1-134
и составом оборудования. Разработан в 1993 году.
-
Ту-134С - грузовой на базе Ту-134А (проект).
-
Ту-134СХ - сельскохозяйственный. В 1984 году
передеоборудовано 2 самолёта Ту-134А-3. После проведения государственных
испытаний изготовлено ещё 10 самолётов. Отличается наличием РЛС бокового
обзора "Нить С1-СХ" и специальной аппаратурой, позволяющей оценивать развитие
сельскохозяйственных культур, состояние пастбищ, последствия стихийных бедствий.
-
Ту-134УБ-К - самолёт для тренировок штурманов-операторов
Ту-22М морской авиации. Изготовлен в одном экземпляре.
-
Ту-134УБ-Л - самолёт для обучения лётного состава
пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях. Отличался
носовой частью от Ту-22М-3 с РЛС "РОЗ-1". В 1981-1983 годах изготовлено
90 самолётов.
-
Ту-134Ш (Ту-134Уч) - самолёт для тренировок
штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. В пассажирском
салоне оборудовано 12 рабочих мест. В носовой части установлена РЛС "Рубин-1"
или "Инициатива". Выпускался в вариантах Ту-134Ш-1 (для группового обучения
самолётовождению и бомбометанию применительно к самолётам Ту-22
и Ту-22М) и Ту-134Ш-2 (для подготовки штурманов
фронтовой авиации).
-
Ту-134Ш-СЛ - летающая лаборатория для испытаний радиоэлектронного оборудования.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-30 |
Взлётная тяга, кгс |
2х6800 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
29,01
37,1
9,02 |
Площадь крыла, м2 |
115 (127,3) |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
29,0
45,0
47,6 |
Коммерческая нагрузка, т |
8,2 |
Количество пассажиров, чел. |
72-90 |
Крейсерская скорость, км/ч |
750-850 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
1980
3500 |
Практический потолок, м |
11000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1800
1000 |
Экипаж, чел. |
3-4 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 280-285.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 162-173.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 1999. - №10. - С. 46-48.
- Ригмант В.Г. Фаворит на средних дистанциях: Пассажирский самолёт Ту-134. // Крылья Родины. - 1997. - №№ 4, 5.
|