Ту-134А

1 августа 1960 года вышло постановление СМ СССР № 826-341 о создании скоростного пассажирского самолёта Ту-124А с расположением двигателей Д-20П в хвостовой части фюзеляжа. Непосредственным толчком к созданию такого самолёта послужила реакция Н.С.Хрущёва в ходе визита во Францию весной 1960 года, где он прокатился на "Каравелле" с двигателями в хвостовой части фюзеляжа и ему понравилось отсутствие шума и вибрации в салоне.

Проектированием самолёта первоначально руководил Д.С.Марков, затем его сменил Л.Л.Селяков. Первые проработки машины выявили возможность создания её на базе пассажирского Ту-124, проходившего в то время заводские испытания. К 1 апреля 1961 года был готов эскизный проект. В начале 1962 года на опытном заводе №156 началась сборка первого Ту-124А с двигателями Д-20П-125 конструкции П.А.Соловьёва. 29 июля 1963 года экипаж во главе с заслуженным лётчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д.Калиной впервые поднял его в небо. 20 ноября самолёт получил обозначение Ту-134.

В 1966 году на Харьковском заводе №135 им. Ленинского комсомола началось серийное производство. Испытания самолёта продолжались до июля 1967 года. При этом в конструкцию был внесён ряд доработок (например, после катастрофы английского самолёта BAC-111 аналогичной схемы в 1966 году увеличена площадь горизонтального оперения). 26 августа 1967 года Ту-134 официально принят для эксплуатации в ГВФ с пассажирами. 9 сентября он совершил первый пассажирский рейс по трассе Москва-Адлер. В 1972 году за создание самолёта ряд работников ОКБ им. А.Н.Туполева, Харьковского авиазавода, смежных предприятий и ГВФ удостоен Государственной премии.

Ту-134 построен по аэродинамической схеме низкоплана с Т-образным оперением. Двигатели расположены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Начиная с четвёртого серийного самолёта вместо Д-20П-125 устанавливались двигатели Д-30 (Д-20П-125-5) разработки ОКБ П.А.Соловьёва (начиная с Ту-134А двигатели оснащались реверсом тяги). Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Существовало несколько вариантов компоновки пассажирского салона. У последних модификаций число пассажиров доведено до 80-90.

Серийное производство Ту-134 продолжалось до 1984 года. Всего было выпущено 852 самолёта всех модификаций, 134 из них поставлены на экспорт (первой их в 1968 году получила Болгария). В ходе производства самолёт постоянно модернизировался, улучшались его экономические показатели. Впервые в практике отечественного самолётостроения конструкция Ту-134 и его лётные данные прошли международный контроль, а сама машина получила международный сертификат лётной годности, что позволяло использовать её на международных линиях. Постепенно Ту-134 взял на себя львиную долю пассажирских перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне Ту-134 и его модификации до недавнего времени были самыми комфортабельными в Аэрофлоте. До начала 90-х годов самолёты семейства Ту-134 перевезли более 500 млн. пассажиров и продолжают эксплуатироваться и сегодня.

Фотографии Ту-134 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ту-124А - первый прототип. Рассчитан на перевозку 52-56 пассажиров. Изготовлен на заводе №156 в 1962-1963 годах.
  • Ту-134 "дублёр" - второй прототип. Количество пассажиров увеличено до 64. Изготовлен в 1964 году на заводе №135. Первый полёт состоялся 9 сентября 1964 года.
  • Ту-134 - первый серийный вариант. Салон расчитан на 72 пассажира. В 1966-1970 годах изготовлено 78 самолётов (30 поставлено на экспорт).
  • Ту-134А - модернизированный. Отличался двигателями Д-30 второй серии с реверсом тяги. Фюзеляж удлинён на 2,1 м. Число мест для пассажиров увеличено до 76. В хвостовой части установлена ВСУ ТА-8, отсутствует тормозной парашют. Часть самолётов оснащалось РЛС "Гроза-134". Разработка началась в 1968 году. Серийное выпускался с апреля 1970 года до начала 80-х годов.
  • Ту-134А-3 - самолёт с двигателями Д-30 третьей серии. Взлётная масса увеличина до 49 т. Выпускался в 1982-1984 годах. Часть ранее выпущенных Ту-134А переоборудовано в вариант Ту-134А-3.
  • Ту-134АК - самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном "люкс" на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС.
  • Ту-134А "салон" - аналог Ту-134АК. Вторая дверь отсутствовала. Переоборудовался из пассажирских Ту-134А.
  • Ту-134Б - модернизированный. Снижена масса пустого самолёта, увеличина топливная экономичность. Число мест для пассажиров увеличено до 80, экипаж сократился до 3 человек. В носовой части установлена РЛС "Гроза-134". Серийное производство началось в марте 1980 года. Изготовлено 30 самолётов.
  • Ту-134Б-3 - вариант Ту-134Б с двигателями Д-30 третьей серии.
  • Ту-134БВ - летающая лаборатория для отработки космических программ.
  • Ту-134Б "салон" - салон на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери для пассажиров. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано из пассажирских Ту-134Б (при этом вторая дверь отсутствовала).
  • Ту-134Д - глубокая модернизация базового самолёта (проект). Отличался двигателями Д-30А тягой по 8600 кгс. Разрабатывался в начале 1970-х годов.
  • Ту-134ДОЛ - офтальмологическая лаборатория (проект).
  • Ту-134К - салон на базе Ту-134.
  • Ту-134ЛК - летающая лаборатория для отработки космических программ.
  • Ту-134М - модернизированный (проект). Отличается двигателями Д-436Т1-134 и составом оборудования. Разработан в 1993 году.
  • Ту-134С - грузовой на базе Ту-134А (проект).
  • Ту-134СХ - сельскохозяйственный. В 1984 году передеоборудовано 2 самолёта Ту-134А-3. После проведения государственных испытаний изготовлено ещё 10 самолётов. Отличается наличием РЛС бокового обзора "Нить С1-СХ" и специальной аппаратурой, позволяющей оценивать развитие сельскохозяйственных культур, состояние пастбищ, последствия стихийных бедствий.
  • Ту-134УБ-К - самолёт для тренировок штурманов-операторов Ту-22М морской авиации. Изготовлен в одном экземпляре.
  • Ту-134УБ-Л - самолёт для обучения лётного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях. Отличался носовой частью от Ту-22М-3 с РЛС "РОЗ-1". В 1981-1983 годах изготовлено 90 самолётов.
  • Ту-134Ш (Ту-134Уч) - самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. В пассажирском салоне оборудовано 12 рабочих мест. В носовой части установлена РЛС "Рубин-1" или "Инициатива". Выпускался в вариантах Ту-134Ш-1 (для группового обучения самолётовождению и бомбометанию применительно к самолётам Ту-22 и Ту-22М) и Ту-134Ш-2 (для подготовки штурманов фронтовой авиации).
  • Ту-134Ш-СЛ - летающая лаборатория для испытаний радиоэлектронного оборудования.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-30
Взлётная тяга, кгс 2х6800
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

29,01
37,1
9,02
Площадь крыла, м2 115 (127,3)
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

29,0
45,0
47,6
Коммерческая нагрузка, т 8,2
Количество пассажиров, чел. 72-90
Крейсерская скорость, км/ч 750-850
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

1980
3500
Практический потолок, м 11000
Длина разбега, м

пробега, м

1800
1000
Экипаж, чел. 3-4

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 280-285.
  2. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 162-173.
  3. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 1999. - №10. - С. 46-48.
  4. Ригмант В.Г. Фаворит на средних дистанциях: Пассажирский самолёт Ту-134. // Крылья Родины. - 1997. - №№ 4, 5.
Пассажирские | На главную