Бе-42

Разработка А-40 в ОКБ МС им. Г.М.Бериева началась в 1983 году. 19 июня 1986 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №741-208, официально поручавшее ОКБ Г.М.Бериева создание самолёта для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями в ближней и средней океанских зонах. Учитывая ограниченную потребность ВМФ в таких самолётах, при проектировании в конструкцию была заложена возможность переоборудования самолёта в многоцелевой, способный выполнять поисково-спасательные работы, пассажирские и грузовые перевозки, тушение промышленных и лесных пожаров. Большое внимание было уделено выбору обводов фюзеляжа и формы днища. С этой целью была проведена серия исследований в гидроканале ЦАГИ. В результате получены эксплуатационные перегрузки при взлёте с воды в 2 раза меньшие, чем на Бе-10 и Бе-12. Днище впервые в мировой практике выполнено с переменной килеватостью и низким реданом. Для снижения амплитуды продольных колебаний в зареданной части днища установлены дефлекторы и демпферы тангажа.

Самолёт-амфибия А-40 был изготовлен в 2 экземплярах в 1988 году. Первый полёт состоялся в декабре 1986 года (лётчик-испытатель Е.Лахмастов). А-40 прошёл все лётно-конструкторские и государственные испытания. Началась подготовка к серийному производству на Таганрогском авиазаводе "ТАВИА". В 1990 году самолёт принят на вооружение под обозначением Бе-42. Впервые продемонстрирован публике в июле 1991 года на авиасалоне в Ле-Бурже.

Бе-42 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана со стреловидным крылом (23,2° по передней кромке) и Т-образным хвостовым оперением. Крыло набрано из сверхкритических профилей. относительной толщиной 14,5-10,5%. Механизация крыла включает выдвижные двухщелевые закрылки большой площади, отклоняемые носки на передней кромке по всему размаху и интерцепторы. Для повышения устойчивости на воде на концевых частях крыла на коротких пилонах установлены поплавки. Фюзеляж однореданный большого удлинения (13,4). Сзади фюзеляжа установлен водяной руль. В конструкции планера широко использованы сотовые клееные конструкции и композиционные материалы. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Основные стойки четырёхколёсные, убираются в фюзеляж. Предусмотрена установка лыжного шасси. Силовая установка состоит из 2 турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30КПВ, установленных на пилонах над обтекателями шасси за крылом, и 2 вспомогательных РД-38К, расположенных под основными. Для защиты воздухозаборников от попадания воды в носовой части фюзеляжа и перед реданом установлены брызгоотражатели. Имеется система дозаправки топливом в воздухе (топливоприёмная штанга размещена над носовой частью фюзеляжа). В передней части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней расположен отсек радиоэлектронного оборудования, в котором размещается оборудование прицельно-поискового комплекса "Сова". За радиоотсеком находится отсек вооружения длиной 6,1 м, в котором могут размещаться до 3 противолодочных торпед "Орлан" или 4-6 противолодочных управляемых ракет "Коршун", "Ястреб" и "Орёл", а также морские мины и бомбы. Под крылом могут подвешиваться противокорабельные ракеты Х-35. В кормовой части может монтироваться дистанционно управляемая пушечная установка.

Из-за экономического кризиса и развала страны серийное производство Бе-42 до сих пор не развёрнуто. Тем не менее, "Альбатрос" неоднократно участвовал в различных международных выставках. На нём было установлено 138 мировых рекордов в классах C-2, C-2h (гидросамолёты), C-3, C-3h (амфибии). Аналогов в мире самолёт не имеет (и в ближайшее время не предвидится). Опыт разработки Бе-42 был использован при создании анфибии Бе-200.

Модификации самолёта:

  • А-40 "Альбатрос" - базовая. Первый полёт в декабре 1986 года.
  • А-40М - модернизированный. Отличается винтовентиляторными двигателями Д-27 и улучшенной аэродинамикой. Впервые показан на "Гидросалоне-2000".
  • А-40П - пассажирский (проект). Отличается салоном на 105 пассажиров.
  • А-40ПТ - грузопассажирский (проект).
  • А-42 (Бе-42) - поисково-спасательный (проект). Отличается наличием спасательного (в т.ч. 2 моторные лодки ЛПС-6) и медицинского оборудования.
  • А-42ПЭ (Бе-42ПЭ) - поисково-спасательный (проект). Отличается 2 винто-вентиляторными двигателями Д-27А и 1 стартовым РД-33АС, поисково-прицельной системой "Морской змей", пилотажным комплексом АРИА-В.

Лётно-технические характеристики

Двигатели 2 Д-30КПВ
+ 2 РД-38К
Взлётная тяга, кгс 2х12000
+2х2985
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота на сухопутном шасси

41,62
43,84
11,07
Площадь крыла, м2 200
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

44
86
90
Запас топлива, т 35
Масса коммерческой нагрузки, т 10
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
патрулирования

850
800
320-400
Практический потолок, м 13000
Дальность полёта, км:

с нагрузкой 6 т
с максимальной нагрузкой
перегоночная

4800
4000
5500
Продолжительность патрулирования максимальная (с дозаправкой), ч. 12
Длина разбега, м

с воды
с суши

2000
1200
Длина пробега, м

на воде
на суше

900
700
Мореходность, баллы 3
Экипаж, чел. 4

Литература

  1. Гордиенко Ю.В., Морозов В.П., Прибылов А.С. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999.
  2. Дмитриев М. "Альбатрос" и другие // Техника - молодёжи. - 2013. - №12. - С. 16-17.
  3. Панатов Г.С. Почём нынче амфибии // Крылья Родины. - 1992. - №6. - С. 12-13.
  4. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 113-116.
  5. Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 81-89.
Морская авиация | На главную