Авианесущим называется корабль, на котором предусмотрено базирование и эксплуатация корабельных летательных аппаратов. Авианесущие корабли бывают группового базирования и одиночного базирования. Частным случаем авианесущего корабля является авианосец. Палубная авиация появилась во время Первой мировой войны. В русском флоте имелись авиатранспорты, специально приспособленные для спуска на воду и подъёма на корабль после посадки гидросамолётов. Во время Гражданской войны для размещения гидросамолётов приспосабливались речные баржи. В 1930-х годах на крупных кораблях РККФ стали устанавливать катапульты, с которых можно было запускать гидросамолёты. Посадку они совершали на воду, после чего поднималсь на борт корабля. В 1950-е годы появились корабельные вертолёты. Причём вертолёты стали использоваться не только в военном флоте, но и на крупных ледоколах. Проект 26 - лёгкий крейсерПроект разработан в 1932-1934 годах в ЦКБС-1 совместно с итальянской фирмой "Ансальдо". Руководителем проекта был А.И.Маслов. Длина крейсера 191 м, ширина 17,56 м, осадка 5,27 м, полное водоизмещение 8800 т. Главная энергетическая установка состояла из двух ГТЗА по 55 000 л.с. Скорость хода максимальная 35,9 узла. Вооружение: 9 180-мм орудий Б-1-П в трёх башнях, 6 100-мм универсальных орудий Б-34БМ, 6 45-мм зенитных полуавтоматов, 4 пулемёта ДШК, 2 трёхтубных торпедных аппарата, 164 якорные мины образца 1912 года или 100 якорных мин КБ-1, 2 бомбомёта БМБ-1. Авиационное вооружение состояло из катапульты типа "Хенкель" и 2 разведчиков КОР-1. Головной корабль серии спущен на воду 30 октября 1936 года. Позже пояились доработанные проекты 26бис, 26бис2. На них устанавливалась отечественная катапульта ЗК-1. С 1941 года самолёты КОР-1 заменялись на КОР-2. Список кораблей:
Проект 58 - ракетный крейсерРазработан в ЦКБ-43 под руководством главного конструктора В.А.Никитина в 1956-1958 годах. Длина крейсера 142 м, ширина 16 м, осадка 5,1 м, полное водоизмещение 5570 т. Силовая установка котлотурбинная мощностью 90000 л.с., заимствована у эсминцев проектов 56, 57. Вооружение: 2 счетвённые пусковые ракетные установки СМ-70, зенитный ракетный комплекс М-1 "Волна", 2 универсальные спаренные башенные артиллерийские установки АК-726, реактивный бомбомёт РБУ-6000. Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-25. Полётная палуба оборудована на корме. Серия строилась с 1960 года на Ленинградском судостроительном заводе №190 им. А.А.Жданова. Головной корабль спущен на воду 26 марта 1961 года. Планировалось построить 16 кораблей, но построено только 4. Список кораблей:
Проект 68У-2 - корабль управленияРазработан на базе крейсера проекта 68бис. Перестроен на "Дальзаводе" во Владивостоке в 1966-1972 годах. Длина 210 м, ширина 22,8 м, осадка 7,8 м, полное водоизмещение 17890 т. Силовая установка котлотурбинная общей мощностью 118100 л.с. Скорость хода максимальная 32,4 узла. Вооружение: 6 152-мм орудий Б-38 в двух башнях МК-5бис, 6 спаренных 100-мм артиллерийских установок СМ-5-1бис, 16 спаренных 37-мм зенитных автоматов В-11М, 8 зенитных установок АК-230, зенитный ракетный комплекс 4К33 "Оса-М", 2 пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-68бис. Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-25. Ангар и полётная палуба оборудованы на месте демонтированных кормовых орудийных башен главного калибра. Список кораблей:
Проект 92 - атомный ледокол "Ленин"Разрабтан в ЦКБ-15 в 1953-1955 годах. Главный конструктор В.И.Неганов. Первое в мире надводное судно с ЯСУ. Силовая установка разрабатывалась под руководством И.И.Африкантова, научный руководитель проекта академик А.П.Александров. Длина 134 м, ширина 27,6 м, осадка 10,5 м, полное водоизмещение 16000 т. Силовая установка состоит из 2 реакторов ОК-900 (первоначально 3 реактора ОК-150) и 4 турбин общей мощностью 44000 л.с. Скорость хода максимальная 19,6 узлов. На борту базировался вертолёт ледовой разведки Ми-1, позже Ми-2. Полётная палуба оборудована на корме. Заложен на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде 17 июля 1956 года (официально 25 августа). Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Введён в строй 3 декабря 1959 года. После вывода из эксплуатации в 1989 году используется как музей. Проект 97Б - гидрографическое судноРазрабтано в 1969 году в ЦКБ "Айсберг" под руководством главного конструктора А.Н.Василевского на базе портового ледокола проекта 97. Длина наибльшая 70,1 м, ширина 18,1 м, осадка 6,4 м, полное водоизмещение 3450 т. Скорость хода максимальная 15 узлов. Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-25ПС. Полётная палуба оборудована на корме. На судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде построено одно судно. Список судов:
Проект 97П - пограничный сторожевой корабльРазрабтан в 1970 году в ЦКБ "Айсберг" на базе портового ледокола проекта 97. Главный конструктор А.Н.Василевский, позже Б.А.Олигер. Длина наибльшая 70 м, ширина 18 м, осадка 6,5 м, полное водоизмещение 3525 т. Главная энергетическая установка трёхвальная дизель-электрическая на постоянном токе. Скорость хода максимальная 15,4 узлов. Вооружение: 76-мм двухорудийная артиллерийская установка АК-726, 2 30-мм автомата АК-630. Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-25ПС (позже заменён на Ка-27ПС). Полётная палуба оборудована на корме. Серия строилась на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде в 1972-1981 годах. Головное судно спущено на воду 28 февраля 1973 года. Два корабля переданы ВМФ, остальные - морским частям пограничных войск КГБ СССР. Список кораблей:
Проект 320 - госпитальное судноПроект разработан в польском конструкторском бюро "Prorem". Длина наибльшая 150,3 м, ширина 19,4 м, осадка 6,38 м, полное водоизмещение 11623 т. Скорость хода максимальная 19,8 узлов. Серия строилась в 1978-1990 годах на верфи "Адольф Барский" в Щецине. Головное судно спущено на воду 28 марта 1980 года. Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-25ПС или Ка-27ПС. Взлётная палуба и ангар оборудованы на корме. Список кораблей:
Проект 1134 - ракетный крейсерКотлотурбинная энергетическая установка аналогична проекту 58. Серия строилась в 1964-1969 годах на Ленинградском судостроительном заводе №190 им. А.А.Жданова. Головной корабль спущен на воду 17 октября 1965 года. Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-25Ц. Список кораблей:
Проект 1134А - большой противолодочный корабльСерия строилась на Ленинградском судостроительном заводе №190 им. А.А.Жданова. Проект 1144 - тяжёлый атомный ракетный крейсерПроект разработан в Северном ПКБ под руководством Б.И.Купенского. Длина крейсера 250,1 м, ширина 28,5 м, осадка 10,3 м, полное водоизмещение 25860 т. Силовая установка состоит из двух водо-водяных реакторов КН-3 с общей тепловой мощностью 342 МВт. Скорость хода максимальная 31 узел. Состав вооружения у каждого корабля разный и включает противокорабельные ракеты, зенитные ракеты, артиллерийские установки разных калибров, противолодочные ракето-торпеды. Авиационное вооружение состоит из 2 вертолётов Ка-27. Взлётная палуба и ангар оборудованы на корме. Серия строилась на Балтийском заводе в Ленинграде с 1973 года. Головной корабль спущен на воду 27 декабря 1977 года. Планировалось построить 5 кораблей, но на четвёртом серия была завершена. Список кораблей:
Проект 1164 - ракетный крейсерРазработка проекта началась в Северном ПКБ в 1972 году. Главный конструктор А.К.Перьков (с 1979 - В.И.Мутихин). Длина крейсера 186,5 м, ширина 20,8 м, осадка 7,6 м, полное водоизмещение 11280 т. Главная энергетическая установка состоит из двух ГТУ по 22500 л.с. Скорость хода максимальная 32 узла. Вооружение: 16 пусковых установок ракетного комплекса "Вулкан", 2 пятитрубных торпедных аппарата, 2 реактивные бомбовые установки РБУ-6000, 130-мм артиллерийская установка АК-130, 6 автоматов АК-630, 2 зенитные ракетные установки "Оса-МА", 8 пусковых установок зенитного ракетного комплекса С-300Ф "Форт". Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-25Ц. Взлётная палуба и ангар оборудованы на корме. Серия строилась на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве с 1976 года. Постройка четвёртого корабля не завершена. Всего планировалось построить 10 кораблей. Список кораблей:
Проект 10520 - атомный ледоколПроект разработан в ЦКБ "Айсберг". Длина 148 м, ширина 30 м, высота 17,2 м, осадка 11 м. Скорость хода максимальная 18 узлов, водоизмещение 23000 т. Силовая установка состоит из двух реакторов ОК-900А и двух турбогенераторов общей мощностью 55 МВт (на момент создания самый мощный ледокол в мире). На борту имеется вертолёт ледовой разведки. Полётная палуба оборудована на корме. Серия строилась на Балтийском заводе в Ленинграде с 1971 года. Головное судно пректа спущено на воду 26 декабря 1972 года. Ледокол "Арктика" стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Список судов:
Проект 10521 - атомный ледоколПроект разработан в ЦКБ "Айсберг". Дальнейшее развитие проекта 10520. Скорость хода на чистой воде увеличена до 20 узлов. В военное время может использоваться как вспомогательный крейсер. На борту имеется вертолёт ледовой разведки Ка-32С. Полётная палуба оборудована на корме. Серия из 4 ледоколов строилась на Балтийском заводе в Ленинграде с 1981 года. Головное судно пректа спущено на воду 2 ноября 1983 года. Список судов:
Проект 10580 - атомный ледоколПредназначен для ледовой проводки в устье сибирских рек. Длина 151,8 м, ширина 29,2 м, высота 15,2 м, осадка 8,1 м. Скорость хода максимальная 18,5 узлов, водоизмещение 20791 т. Силовая установка состоит из двух реакторов КЛТ-40М и двух турбогенераторов общей мощностью 36,8 МВт. На борту имеется вертолёт ледовой разведки Ка-32С. Полётная палуба оборудована на корме. Серия из двух судов строилась на верфи "Хольстрем Хисталахти" в Хельсинки (Финляндия) с 1985 года. Головное судно проекта спущено на воду в декабре 1987 года. Монтаж ядерной силовой установки производился на Балтийском заводе в Ленинграде. Список судов:
Проект 11356Р - сторожевой корабльПроект разработан на базе проекта фрегата "Тальвар", поставляемого на экспорт (6 кораблей для ВМС Индии), который в свою очередь является развитием проекта 1135. Главный конструктор В.А.Перевалов. Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-27 или Ка-31. Взлётная палуба и ангар оборудованы на корме. Серия строится с января 2011 года на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Первый корабль серии спущен на воду 14 марта 2014 года. Планировалась серия из 6 кораблей. Список кораблей:
Проект 14400 - учебный вертолётоносецПроект разработан в ЦКБ "Балтсудопроект". Предназначен для подготовки экипажей вертолётов морской авиации и испытаний новых типовкорабельных вертолётов. С 2018 года строится на верфи "Судоремонтно-судостроительной корпорации" в Городце. Список кораблей:Проект 21900 - ледокол ЛК-16Линейный дизель-электрический ледокол. Длина 114 м, ширина 28 м, осадка 8,5 м, водоизмещение 14000 т. Скорость хода максимальная 10 узлов. На борту имеется вертолёт ледовой разведки Ка-32С. Полётная палуба оборудована на корме. Серия из двух судов строилась на Балтийском заводе в С.-Петербурге с 2004 года. Головное судно проекта спущено на воду 25 мая 2007 года. Список судов:
Проект 21900М - ледокол ЛК-16Доработанный проект. Полётная палуба перенесена в носовую часть судна, усилен корпус, увеличена автономность плавания. Серия из трёх судов строилась на Выборгском судостроительном заводе с октября 2012 года. Головное судно спущено на воду 29 апреля 2014 года. Список судов:
Проект 21956 - эсминецПроект 22220 - атомный ледокол ЛК-60ЯПроект разработан в ОАО ЦКБ "Айсберг". Длина 173,3 м, ширина 34 м, высота 15,2 м, осадка 8,55/10,5 м. Скорость хода максимальная 22 узла, водоизмещение 25540/33540 т. Силовая установка состоит из двух реакторов РИТМ-200. Мощность на валу 60 МВт. Для изменения осадки используются балластные цистерны. На борту имеется вертолёт ледовой разведки Ка-32С. Полётная палуба оборудована на корме. Серия строится на Балтийском заводе в С.-Петербурге с 2012 года. Головное судно спущено на воду 12 июля 2017 года. Планируется серия из 5 судов. Список судов:
Проект 22350 - фрегат УРОПроект разработан в 2003 году в Северном ПКБ под руководсвом главного конструктора И.В.Шрамко. Длина корабля 135 м, ширина 16,4 м, осадка 4,4 м, полное водоизмещение 5400 т. Главная энергетическая установка состоит из 2 дизель-газотурбинных агрегатов М55Р суммарной мощностью 64800 л.с. Скорость хода максимальная 29 узлов. Вооружение: 16 пусковых установок ЗС-14 ракетного комплекса "Калибр-НК" или "Оникс", 32 пусковые установки зенитного ракетного комплекса "Редут", 130-мм артиллерийская установка А-192М "Армат", 2 стрелковых модуля зенитно-артиллерийского комплекса "Палаш", 2 счетверённые пусковые установки противолодочного комплекса "Пакет-НК", 2 14,5-мм пулемёта МТПУ. Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-27 или Ка-31. Взлётная палуба и ангар оборудованы на корме. Серия строится на "Северной верфи" в С.-Петербурге с февраля 2006 года. Первый корабль серии спущен на воду 29 октября 2009 года. Планируется построить 8 кораблей. Список кораблей:
Проект 22600 - ледокол ЛК-25Проект разработан в КБ "Вымпел". Длина 146,8 м, ширина 29 м, осадка 9,5 м, полное водоизмещение 22258 т. Мощность силовой установки 25 МВт. Скорость хода максимальная 17 узлов. На борту имеются 2 вертолёта ледовой разведки. Полётные палубы оборудованы на носу и на корме. Строится на Балтийском заводе в С.-Петербурге с октября 2012 года. Спущен на воду 30 декабря 2016 года. Список судов:
Проект 23550 - патрульный корабль арктической зоныПроект разработан ЦМКБ "Алмаз". Длина 114 м, ширина 18 м, осадка 6 м, полное водоизмещение 6800 т. Мощность силовой установки 15 МВт. Скорость хода максимальная 18 узлов. Ледопроходимость максимальная 1,5 м. Вооружение: 76-мм автоматическая уртиллерийская установка АК-176МА, ракетный комплекс "Клуб-К". Авиационное вооружение состоит из вертолёта Ка-27. Взлётная палуба и ангар оборудованы на корме. Серия из двух кораблей строится с апреля 2017 года на АО "Адмиралтейские верфи". Список кораблей:
Проект IBSV01 - ледокольное судно обеспеченияПроект разработан Морском инженерном бюро. Длина 121,7 м, ширина 26 м, осадка 8,2 м, полное водоизмещение 3400 т. Мощность силовой установки 22 МВт. Скорость хода максимальная 16 узлов. Ледопроходимость максимальная 2 м. Предназначен для проводки танкеров водоизмещением до 40000 т., облуживания терминалов экспорта нефти, проведения спасательных работ. Полётная палуба оборудована в носу. Серия из двух кораблей строится с ноября 2015 года на Выборгском судостроительном заводе. Головное судно спущено на воду 24 ноября 2016 года. Список кораблей:
Литература
|