Проектирование специализированного турбовинтового самолёта для борьбы с подводными лодкама в ОКБ морского самолётостроения началось в марте 1956 года (постановление СМ СССР и ЦК КПСС от 28.03.1956). Предварительное проектирование возглавляд А.К.Константинов, общее руководство работами осуществлял сам генеральный конструктор ОКБ МС Г.К.Бериев. Самолёту было присвоено обозначение Бе-12 (заводское обозначение - изделие "Е"). Работа продвигалась довольно быстро и спустя 8 месяцев уже был готов макет нового самолёта. В августе 1956 года в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-102 была произведена продувка модели Бе-12. Первый прототип самолёта был построен силами опытного производства с помощью авиазавода №86 в конце 1959 - начале 1960 года. Первый полёт с водной поверхности прототип выполнил 18 октября, а с сухопутного аэродрома - 2 ноября 1960 года. В основу конструкции была положена испытанная временем схема Бе-6 с крылом типа "чайка". Первоначально предполагалось оснастить машину двигателями ОКБ Н.Кузнецова НК-4Ф взлётной мощностью 5000 л.с. Позже он был заменён двигателем АИ-20 конструкции А.И.Ивченко. Вся боевая нагрузка размещалась в фюзеляжном зареданном отсеке с водонепроницаемыми створками. Но предусматривались и подкрыльевые пилоны внешней подвески грузов. От предшественников (Бе-6, Бе-10) самолёт отличала амфибийность. Он мог самостоятельно выбираться на берег, используя колёсное шасси. Для защиты от попадания воды двигатели вынесены вперёд от передней кромки крыла. В кормовом отсеке лодки размещена вспомогательная силовая установка АИ-8, необходимая для пуска двигателей. Конструкция планера цельнометаллическая, за исключением полотняной обшивки рулей и элеронов. Лодка амфибии двухреданная, разделена на 10 отсеков водонепроницаемыми перегородками. При повреждении любых двух отсеков плавучесть самолёта сохраняется. Под крыльями установлены однореданные поплавки боковой остойчивости. Хвостовое оперение двухкилевое. Шасси самолёта трёхколёсное с хвостовой опорой. Бе-12 был оснащён передовым для своего времени радиоэлектронным оборудованием, позволявшим решать задачи самолётовождения, инструментальной посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также вести поиск подводных лодок. Для обнаружения подводных лодок самолёт использует гидроакустическую систему "Баку" (сбрасываемые радиогидроакустические буи трёх типов), авиационный магнетометр АПМ-56, РЛС "Инициатива-2Б". Для уничтожения подводных лодок могут использоваться торпеды АТ-1 и глубинные бомбы (в том числе ядерные СК-1 "Скальп"). Так как на борту самолёта размещается большое количество радиоэлектронного оборудования, к системе электроснабжения предъявляются жёсткие требования. Бе-12 стал первым отечественным самолётом с системой электроснабжения от двух независимых источников питания со 100% резервом. Серийное производство было развёрнуто на заводе №86 им. Г.М.Димитрова в Таганроге (ныне АО "Таганрогская авиация"). Первый серийный Бе-12 был выпущен 12 декабря 1963 года. Производство продолжалось до июня 1973 года. Всего, кроме 2 прототипов, было выпущено 140 машин. 29 ноября 1968 года приказом министра обороны Бе-12(ПЛ) принят на вооружение ВМФ. Первые 2 серийных самолёта осенью 1964 года поступили в 33 Учебный центр авиации ВМФ. Затем его начали осваивать в строевых частях всех флотов Советского Союза. За создание самолёта Г.М.Бериеву и группе работников ОКБ присуждена Государственная премия СССР. На Бе-12 установлено 42 официально зарегистрированных мировых рекорда. Самолёт неоднократно демонстрировался на воздушных парадах и выставках. В 1992 году снят с вооружения, но несколько самолётов продолжают использоваться на Черноморском флоте. В 2012-2015 годах они прошли капитальный ремонт на ТАНТК им. Г.М.Бериева. 14 Бе-12 были переданы Украине. Один из самолётов первых серий выставлен в музее ВВС в Монино. Фотографии Бе-12 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|