Бе-200

Разработка многоцелевой амфибии Бе-200 началась в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1989 году под руководством главного конструктора А.Явкина. При проектировании широко использовался опыт создания противолодочного самолёта А-40. Для реализации проекта создано совместное предприятие "БЕТАИР" (Бериев-Таганрог-Иркутск). Для продвижения амфибии на зарубежном рынке и ускорения сертификации самолёт проектировался с учётом американских норм лётной годности FAR-25. В 1995 году был изготовлен первый планёр для статических испытаний. Для испытания пожарного оборудования в 1996 году была подготовлена летающая лаборатория Бе-12П-200. Прототип Бе-200 впервые поднялся в небо 24 сентября 1998 года с аэродрома Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) (командир экипажа К.В.Бабич). В июне 1999 года он демострировался на авиасалоне в Ле Бурже. Во время испытаний было выполнено около 600 полётов, из них 170 - с посадкой на воду. В августе 2001 года был получен сертификат типа ограниченной категории и началось серийное производство в Иркутске. В марте 2003 года самолёту присвоено название "Альтаир". В 2011 году производство передано на ТАНТК им. Бериева.

Бе-200 внешне напоминает уменьшенный в размерах А-40 (длина и размах крыльев уменьшены на 25%, взлётная масса - вдвое). Амфибия не привязана к аэродромам высокого класса, что делает её незаменимой в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самолёт может эксплуатироваться с аэродромов, имеющих ВПП длиной до 1800 м, внутренних водоёмов и морских акваторий глубиной более 2 м при высоте волны 1,2 м.

Главным назначением Бе-200 является борьба с лесными пожарами. В режиме глиссирования самолёт за 12-14 с набирает на борт 12 т воды в 8 секций баков, расположенных под полом кабины. При удалении 200 км от аэродрома базирования до водоёма и расстоянии 10 км от последнего до очага пожара Бе-200 за одну заправку может сбросить до 320 т воды. Бортовой пилотажно-навигационный комплекс АРИА-200 (совместная разработка НИИ авиационного оборудования и американской фирмы "Аллайд Сигнал Аэроспейс") позволяет решать специфические амфибийные задачи при тушении пожаров в автоматическом режиме, включая выход на очаг пожара и акваторию забора воды, заход на посадку до высоты 60 м и точное определение взаимного положения в группе при ограниченной видимости.

Кроме пожарного предусмотрены варианты пассажирского, административного, грузового, патрульного применения Бе-200. В пассажирском варианте самолёт может перевозить 68 пассажиров, в десантном грузовой отсек вмещает 30 десантников в полной экипировке, в санитарном - 30 больных на носилках и 7 сопровождающих. На самолёте установлены 2 турбовентиляторных двигателя Д-436ТП производства Запорожского моторостроительного завода "Мотор-Сiч". По требованию заказчика могут устанавливаться двигатели BR-715 (BMW + "Роллс-Ройс") или "Аллисон-2000".

Бе-200 представляет собой высокоплан классической схемы с Т-образным хвостовым оперением. Стреловидное крыло снабжено отклоняемыми носками и двухсекционными щелевыми закрылками. Для обеспечения боковой остойчивости под крылом установлены поплавки. Лодка - однореданный классический полумонокок с 10 водонепроницаемыми отсеками. Кабина экипажа отделена от грузового отсека водонероницаемой перегородкой. Грузовой люк в хвостовой части позволяет загружать контейнеры АКБ-1,5 и другие крупногабаритные грузы. В конструкции планёра широко используются алюминиевые сплавы повышенной коррозионной стойкости и композиционные материалы. Трёхопорное шасси с носовой стойкой убирается в днище лодки.

На начало 2014 года изготовлено 11 самолётов Бе-200 (включая 2 прототипа для статических испытаний). На Бе-200 установлено 24 международных рекорда (в основном по скороподъёмности). 1 самолёт продан МЧС Азербайджана, ещё 1 - передан в лизинг итальянской авиакомпании "Сорем". Самолёты Бе-200ЧС принимали участие в тушении пожаров в Греции, Италии, Португалии.

Фотографии Бе-200 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта

  • Бе-200 - пожарный (базовая модификация). Первый полёт 24 сентября 1998 года.
  • Бе-200М - модернизированный (проект). Отличается усиленной конструкцией планёра, дополнительными топливными баками.
  • Бе-200П - патрульный (проект).
  • Бе-200RR - экспортный. Отличается двигателями Роллс-Ройс RB715.
  • Бе-200ЧС - поисково-спасательный для МЧС. Отличается поисково-спасательным оборудованием, системами наблюдения и звукового оповещения. Выпускается с 2001 года. Первый полёт 27 августа 2002 года. В 2002 году самолёт удостоен Серебряной медали Международного салона инноваций в Сеуле.
  • Бе-210 - пассажирский (проект).
  • Бе-220 - патральный (проект).
  • Бе-250 - самолёт ДРЛО (проект).

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-436ТП
Взлётная тяга, кгс 2х7500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота на сухопутном шасси

32,78
32,049
8,9
Габариты грузовой кабины, м

длина
ширина
высота

18,7
2,4
1,8
Площадь крыла, м2 117,4
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
37,2
43
Запас топлива, т
Масса коммерческой нагрузки, т 6
Скорость, км/ч:

максимальная
экономическая

710
600
Практический потолок, м 8000
Дальность полёта, км:

максимальная
с нагрузкой 6 т

3850
1400
Длина разбега, м

с воды
с суши

1000
700
Длина пробега, м

на воде
на суше

1300
1050
Мореходность, баллы 3
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 234-238.
  2. Бобошин Н. "Иркут" стремится в небо // Крылья Родины. - 1996. - №12. - С. 1-2.
  3. Дмитриев М. "Альбатрос" и другие // Техника - молодёжи. - 2013. - №12. - С. 16-17.
  4. Кобзев В. Бе-200: Пожарный, спасатель, перевозчик, дозорный // Двигатель. - 2002. - №4. - С. 12-13.
  5. Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 102-108.
  6. Якубович Н.В. Второе пришествие гидросамолётов: Бе-200 - первое свидание с небом // Крылья Родины. - 1998. - №11. - С. 1-3.
Морская авиация | На главную