Разработка многоцелевой амфибии Бе-200 началась в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1989 году под руководством главного конструктора А.Явкина. При проектировании широко использовался опыт создания противолодочного самолёта А-40. Для реализации проекта создано совместное предприятие "БЕТАИР" (Бериев-Таганрог-Иркутск). Для продвижения амфибии на зарубежном рынке и ускорения сертификации самолёт проектировался с учётом американских норм лётной годности FAR-25. В 1995 году был изготовлен первый планёр для статических испытаний. Для испытания пожарного оборудования в 1996 году была подготовлена летающая лаборатория Бе-12П-200. Прототип Бе-200 впервые поднялся в небо 24 сентября 1998 года с аэродрома Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) (командир экипажа К.В.Бабич). В июне 1999 года он демострировался на авиасалоне в Ле Бурже. Во время испытаний было выполнено около 600 полётов, из них 170 - с посадкой на воду. В августе 2001 года был получен сертификат типа ограниченной категории и началось серийное производство в Иркутске. В марте 2003 года самолёту присвоено название "Альтаир". В 2011 году производство передано на ТАНТК им. Бериева. Бе-200 внешне напоминает уменьшенный в размерах А-40 (длина и размах крыльев уменьшены на 25%, взлётная масса - вдвое). Амфибия не привязана к аэродромам высокого класса, что делает её незаменимой в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самолёт может эксплуатироваться с аэродромов, имеющих ВПП длиной до 1800 м, внутренних водоёмов и морских акваторий глубиной более 2 м при высоте волны 1,2 м. Главным назначением Бе-200 является борьба с лесными пожарами. В режиме глиссирования самолёт за 12-14 с набирает на борт 12 т воды в 8 секций баков, расположенных под полом кабины. При удалении 200 км от аэродрома базирования до водоёма и расстоянии 10 км от последнего до очага пожара Бе-200 за одну заправку может сбросить до 320 т воды. Бортовой пилотажно-навигационный комплекс АРИА-200 (совместная разработка НИИ авиационного оборудования и американской фирмы "Аллайд Сигнал Аэроспейс") позволяет решать специфические амфибийные задачи при тушении пожаров в автоматическом режиме, включая выход на очаг пожара и акваторию забора воды, заход на посадку до высоты 60 м и точное определение взаимного положения в группе при ограниченной видимости. Кроме пожарного предусмотрены варианты пассажирского, административного, грузового, патрульного применения Бе-200. В пассажирском варианте самолёт может перевозить 68 пассажиров, в десантном грузовой отсек вмещает 30 десантников в полной экипировке, в санитарном - 30 больных на носилках и 7 сопровождающих. На самолёте установлены 2 турбовентиляторных двигателя Д-436ТП производства Запорожского моторостроительного завода "Мотор-Сiч". По требованию заказчика могут устанавливаться двигатели BR-715 (BMW + "Роллс-Ройс") или "Аллисон-2000". Бе-200 представляет собой высокоплан классической схемы с Т-образным хвостовым оперением. Стреловидное крыло снабжено отклоняемыми носками и двухсекционными щелевыми закрылками. Для обеспечения боковой остойчивости под крылом установлены поплавки. Лодка - однореданный классический полумонокок с 10 водонепроницаемыми отсеками. Кабина экипажа отделена от грузового отсека водонероницаемой перегородкой. Грузовой люк в хвостовой части позволяет загружать контейнеры АКБ-1,5 и другие крупногабаритные грузы. В конструкции планёра широко используются алюминиевые сплавы повышенной коррозионной стойкости и композиционные материалы. Трёхопорное шасси с носовой стойкой убирается в днище лодки. На начало 2014 года изготовлено 11 самолётов Бе-200 (включая 2 прототипа для статических испытаний). На Бе-200 установлено 24 международных рекорда (в основном по скороподъёмности). 1 самолёт продан МЧС Азербайджана, ещё 1 - передан в лизинг итальянской авиакомпании "Сорем". Самолёты Бе-200ЧС принимали участие в тушении пожаров в Греции, Италии, Португалии. Фотографии Бе-200 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта
Лётно-технические характеристики
Литература
|