Разработка сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-15 началась в МКБ "Радуга" в 1974 году под руководством А.Я.Березняка. После его смерти работу возглавил И.С.Селезнёв. В основу конструкции был положен проект управляемой ракеты Х-2000. В процессе создания ракеты был разработан ряд новых технологий, а для производства и создано новое уникальное оборудование (например, крупногабаритная высокотемпературная печь ПАП). Впервые в СССР на ракете такого класса применён твердотопливный двигатель. Испытания ракеты с борта самолёта Ту-22М3 прошли в 1984-1987 годах. Серийное производство организовано на ПО "Радуга" (с 1982 года Дубнинский завод выделился в самостоятельное предприятие). Принята на вооружение в 1988 году. Ракета Х-15 предназначена для поражения надводных целей классом до крейсера включительно. Применяется на самолётах Су-33, Су-34, Ту-22М3. Работы по оснащению Ту-95МС и Ту-160 закрыты по политическим причинам. Ракета Х-15 построена по нормальной аэродинамической схеме. Конструкция цельномелаллическая (титановые сплавы ОТ4-1, ВТ-5, жаропрочная сталь ВЖ-100, вольфрамо-молибденовый сплав ВМ-1). Корпус имеет внутреннюю теплоизоляцию и облицован защитным материалом ТЗМКТ. Х-15П имеет радиопрозрачный носовой обтекатель из ткани АТОМ-2 с теплоизоляцией ТКЧ-6. Для снижения радиолокационной заметности корпус покрыт специальным металлизированным покрытием. Оперение состоит из 3 цельноповоротных рулей трапецевидной формы. Боевая часть фугасная проникающего действия (на Х-15П - осколочная). Силовая установка состоит из двухступенчатого твердотопливного ракетного двигателя, расположенного в хвостовой части. Оптимальные характеристики горения шашки двигателя обеспечиваются фигурным вырезом в её теле (в условиях хранения вырез заполнен пузырём, надутым инертным газом). Ракета применяется с роторной пусковой установки МКУ-6-1, установленной в отсеке вооружкния, либо с подфюзеляжной ПУ-01. Ракета сбрасывается с ПУ, после чего производится запуск двигателя. Затем осуществляется крейсерский сверхзвуковой полёт с использованием аэродинамической подъёмной силы, при этом достигается высота полёта до 40 км. На конечном участке ракета движется по баллистической траектории. Ракета Х-15 оснащена двойной системой наведения. На маршевом участке управление осуществляется инерционной системой наведения, а на конечном ракета переходит на самонаведение от активной радиолокационной системы самонаведения. Предлагалась на экспорт с 1993 года. Аналогом Х-15 является американская ракета AGM-69 SRAM. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|