Х-15С

Разработка сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-15 началась в МКБ "Радуга" в 1974 году под руководством А.Я.Березняка. После его смерти работу возглавил И.С.Селезнёв. В основу конструкции был положен проект управляемой ракеты Х-2000. В процессе создания ракеты был разработан ряд новых технологий, а для производства и создано новое уникальное оборудование (например, крупногабаритная высокотемпературная печь ПАП). Впервые в СССР на ракете такого класса применён твердотопливный двигатель.

Испытания ракеты с борта самолёта Ту-22М3 прошли в 1984-1987 годах. Серийное производство организовано на ПО "Радуга" (с 1982 года Дубнинский завод выделился в самостоятельное предприятие). Принята на вооружение в 1988 году.

Ракета Х-15 предназначена для поражения надводных целей классом до крейсера включительно. Применяется на самолётах Су-33, Су-34, Ту-22М3. Работы по оснащению Ту-95МС и Ту-160 закрыты по политическим причинам.

Ракета Х-15 построена по нормальной аэродинамической схеме. Конструкция цельномелаллическая (титановые сплавы ОТ4-1, ВТ-5, жаропрочная сталь ВЖ-100, вольфрамо-молибденовый сплав ВМ-1). Корпус имеет внутреннюю теплоизоляцию и облицован защитным материалом ТЗМКТ. Х-15П имеет радиопрозрачный носовой обтекатель из ткани АТОМ-2 с теплоизоляцией ТКЧ-6. Для снижения радиолокационной заметности корпус покрыт специальным металлизированным покрытием. Оперение состоит из 3 цельноповоротных рулей трапецевидной формы. Боевая часть фугасная проникающего действия (на Х-15П - осколочная). Силовая установка состоит из двухступенчатого твердотопливного ракетного двигателя, расположенного в хвостовой части. Оптимальные характеристики горения шашки двигателя обеспечиваются фигурным вырезом в её теле (в условиях хранения вырез заполнен пузырём, надутым инертным газом). Ракета применяется с роторной пусковой установки МКУ-6-1, установленной в отсеке вооружкния, либо с подфюзеляжной ПУ-01.

Ракета сбрасывается с ПУ, после чего производится запуск двигателя. Затем осуществляется крейсерский сверхзвуковой полёт с использованием аэродинамической подъёмной силы, при этом достигается высота полёта до 40 км. На конечном участке ракета движется по баллистической траектории. Ракета Х-15 оснащена двойной системой наведения. На маршевом участке управление осуществляется инерционной системой наведения, а на конечном ракета переходит на самонаведение от активной радиолокационной системы самонаведения.

Предлагалась на экспорт с 1993 года. Аналогом Х-15 является американская ракета AGM-69 SRAM.

Модификации:

  • Х-15 ("изделие 115") - базовая. Принята на вооружение в 1980 году. Применяется на бомбардировщиках Ту-22М3.
  • Х-15П - противолокационная. Предназначена для прорыва зоны ПВО противника самолётами дальней авиации. Отличается пассивной радиолокационной ГСН, осколочной БЧ. Принята на вооружение в 1988 году. Применяется на бомбардировщиках Ту-22М3.
  • Х-15С (Х-15А) - модернизированная. Отличается помехоустойчивой активной радиолокационной ГСН. Разработана в 1993 году. Предназначена для оснащения самолётов Ту-22М3, Су-33, Су-34.
  • Х-15СЭ - экспортная.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения

4780
455
920
Стартовая масса, кг 1200
Масса боевой части, кг 150
Круговое вероятное отклонение, м 5-8
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

150
60
Диапазон высот применения, м 300-22000
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 1080-2375
Максимальная скорость, км/ч 3600

Литература

  1. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 317.
  2. Георгиев С. Аэробаллистическая ракета Х-15 // Техника - молодёжи. - 2017. - №15-16. - С. 14-15.
  3. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 133-135.
  4. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. Авиационные ракеты большой дальности // Невский бастион. - 1998. - Вып. 6. - С. 35-38.
  5. Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. 59-62.
Вооружение | На главную