30 августа 1968 годe вышло Постановление СМ СССР №670-241, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки ВР-3 "Рейс" и входящего в него беспилотного самолёта-разведчика многоразового использования "143". Руководил работами Главный конструктор Г.М.Гофбауэр (в начале 90-х годов его сменил Л.Т.Куликов). При проектировании самолёта был использован громадный опыт, накопленный к тому времени в ОКБ и смежных организациях, получейнный в процессе почти десятилетних работ по беспилотной раведывательной тематике. 1 декабря 1970 года состоялся первый полёт самолёта "143". В 1972 году начались совместные государственные испытания, которые успешно завершились в 1976 году. Параллельно с испытаниями началась подготовка к серийному производству на Кумертавском машиностроительном заводе. В 1973 году была выпущена опытная партия из 10 самолётов. Вскоре началось полномасштабное производство комплекса. В 1982 году комплекс "Рейс" принят на вооружение Советской Армии. Беспилотный самолёт Ту-143 предназначен для проведения разведывательных операций на глубину в 60-70 километров от линии фронта. Может вести разведку площадных целей и по отдельному маршруту путём фотографирования и телевизионной разведки, а также следить за радиационной обстановкой. Комплекс приспособлен для разведки районов сосредоточения войск и боевой техники, для разведки инженерно-технических сооружений. Разведчик может использоваться повторно до 5 раз. Ту-143 построен по аэродинамической схеме бесхвостки с треугольным (58° по передней кромке) низкорасположенным крылом малого удлинения. Конструкция цельнометаллическая (Д-16, АМГ-6). Фюзеляж круглого сечения (диаметр 600 мм) с переходом в овальное в районе установки маршевого двигателя. По всему размаху задней кромки крыла расположены элевоны. В передней части фюзеляжа установлено ПГО. Шасси трёхопорное пяточного типа (выпускается при посадке). Силовая установка состоит из ТРД ТР3-117. Воздухозаборник расположен над фюзеляжем, в хвостовой части плавно переходит в парашютный контейнер, в котором находятся посадочный и тормозной парашюты. Для старта используются пороховой ускоритель (монтируется под хвостовой частью фюзеляжа). Носовой отсек фюзеляжа (из стеклопластика) полностью сменный и выпускался в двух вариантах: с панорамной фотокамерой ПА-1 или с аапаратурой телевизионной разведки И-429Б "Чибис-Б". Предусмотрена установка оборудования радиационной разведки "Сигма-Р". Управление самолётом осуществляется от автоматической бортовой системы управления АБСУ-143. Наземное обслуживание, транспортировка и старт самолёта-разведчика осуществлялся с помощью наземных мобильных средств СПУ-143, ТЗМ-143, КПК-143, ПОД-3. Спроектированный по заказу ВВС, комплекс получил распространение в сухопутных войсках и других родах войск. Организационно части, оснащённые им, представляли собой эскадрильи, на вооружении которых было по 12 самолётов и 4 пусковые установки. Также имелись средства подготовки, обеспечения старта, посадки и эвакуации разведчиков, командный пункт, узлы связи, пункт обработки информации, ТЭЧ. Новый комплекс был быстро освоен в войсках и получил высокую оценку. Его отличала большая точность выхода на участок разведки, чем у пилотируемых самолётов-разведчиков того времени (МиГ-21Р, Як-28Р). Фотоаппаратура, установленная на Ту-143, позволяла с высоты 500 м и при скорости 950 км/ч распознавать предметы на земле от 20 см и выше. Комплекс хорошо зарекомендовал себя в горной местности (в горных массивах высотой до 5000 м). При этом он был практически неуязвимым для средств ПВО противника. Серийное производство Ту-143 продолжалось до 1989 года. Всего изготовлено 950 самолётов. Поставлялся на экспорт в Румынию, Сирию, Чехословакию (в настоящее время есть и в Чехиии, и в Словакии). В боевых условиях применялся в Ливане в начале 80-х годов. Образцы Ту-143 экспонируются на выставке на Центральном аэродроме в Москве и в музее ВВС в Монино. В конце 70-х годов встал вопрос и модернизации комплекса с целью повышения его эффективности. Перед конструкторами ОКБ были поставлены задачи оснащения разведчика новыми типами разведывательного обрудования, имеющего лучшие характеристики и способного работать и в ночных условиях; улучшения лётно-тактических данных; сократить состав обслуживающего персонала и наземной техники; упростить процесс эксплуатации. 6 марта 1981 года вышло Постановление СМ СССР №249-76 о разработке модернизированного комплекса ВР-3Д "Рейс-Д". Тактико-технические требования были утверждены заказчиком в феврале 1983 года. Опытный образец нового самолёта-разведчика, получившего обозначение "243", был построен в 1987 году. Компоновка, двигатель и самолётные системы остались прежними, но при этом полностью обновилось разведывательное оборудование (фотокамера ПА-402, система телевизионной разведки "Аист-М" с передачей информации в реальном масштабе времени по радиолинии "Трасса-М"), внедрён новый пилотажный комплекс НПК-243, увеличен запас топлива, применён более мощный и лгкий твердотопливный ускоритель РДДТ-243ДТ (тяга 14820 кгс), для облегчения поиска после посадки установлен радиомаяк. Количество повторных пусков увеличилось до 10. Эффективность комплекса увеличилась в 2,5 раза. Появилась возможность использования для решения экологических проблем и во время устранения последствий крупных катастроф. Первый полёт прототипа состоялся в июле 1987 года. Элементы комплекса многократно демонстрировались Московском аэрокосмическом салоне. Серийное производство Ту-243 на Кумертавском машиностроительном заводе началось в 1994 году. В 1999 году он принят на вооружение российской армии. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|