РД-36-35

Подъёмный газотурбинный двигатель РД-36-35 разработан под руководством П.А.Колесова для самолёта вертикального взлёта Як-36. Блоагодаря ряду оригинальных конструкторских решений в сочетании с применением лёгких материалов был создан малогабаритный двигатель с низкой удельной массой. Серийное производство началось в 1972 году.

РД-36-35 имеет осевой 6-ступенчатый компрессор, первая ступень которого - сверхзвуковая с целевой проставкой, обеспечивающей устойчивую работу компрессора без механизации. Камера сгорания прямоточная, кольцевая, короткая. Турбина одноступенчатая с охлаждаемыми сопловыми и рабочими лопатками. Сопло кольцевое, сужающееся, поворотное. Ротор компрессора и турбины двухопорный. В передней опоре расположен упругий демпфер с втулкой трения, поглоцающий вибрации ротора. Система смазки неприводная, автоматическая, циркуляционная. Топливный насос расположен в коке двигателя и приводится непосредственно от ротора. Запуск двигателя на земле производится при раскрутке ротора воздухом, отбираемым от маршевого двигателя, а в полёте - при авторотации.

Модификации:

  • РД-36-35 - базовый. Устанавливался на Е-7ПД, МиГ-23ПД, Т-58ВД, Як-36.
  • РД-36-35ПР - двигатель для ВВА-14.
  • РД-36-35ФВ - форсированный. Разработан в 1969 году. Устанавливался на Як-36М.
  • РД-36-35ФВР - доработанный. Устанавливался на Як-38.

Технические харктеристики

Габариты, мм:
длина
диаметр
-
-
Масса, кг -
Расход воздуха через компрессор, кг/с -
Степень повышения давления в компрессоре -
Температура газа перед турбиной, °C -
Взлётная тяга, кгс
Частота вращения ротора, об/мин. -
Ресурс, час. -

Литература

  1. Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1994. - С. 127-128.
Двигатели | На главную