Разработка ближнемагистрального пассажирского самолёта Ту-334 для замены Ту-134 началась в АНТК им. А.Н.Туполева в 1988 году. Для экономии средств и сокращения сроков проектирования было решено как можно шире унифицировать конструкцию со среднемагистральным Ту-204. Первоначально компоновка полностью повторяла Ту-204, но размеры и масса значительно были меньше. Фюзеляж должен был иметь диаметр, как у Ту-204, но значительно короче. Силовая установка должна была состоять из 2 перспективных ТВВД с многолопастными винтами в кольцевом канале. В дальнейшем было решено использовать винтовентиляторные двигатели Д-227 без кольцевого канала, разместив их в хвостовой части фюзеляжа. К началу 90-х годов в проектировании находились сразу два варианта: с ТРДД Д-436Т и с ТВВД с толкающими винтами. Вариант с ТВВД предполагал создание самолёта с 4 вариантами компоновки пассажирского салона, с ТРДД - тремя вариантами. Проблемы, связанные с использованием ТВВД, вынудили конструкторов полностью сосредоточиться на проекте Ту-334 с Д-436Т. При создании самолёта использовались современные подходы в проектировании и дизайне пассажирского салона и кабины пилотов. Благодаря эргономичной отделке интерьера, применению шумопоглощающих конструкций, широкому центральноиу проходу и большому шагу кресел Ту-334 получился одним из самых удобных самолётов своего класса. Первый прототип был изготовлен на ММЗ "Опыт" в 1993 году и в начале 1994 года доставлен в ЛИИ им. М.М.Громова. Он впервые продемонстрирован публике на выставке Мосаэрошоу-95. Затем в течение трёх лет шло доукомплектование самолёта необходимым оборудованием. Впервые он поднялся в воздух 8 февраля 1999 года в 12.50 с аэродрома ЛИИ (экипаж лётчика-испытателя А.Солдатенкова). В августе 2003 года в Киеве изготовлен второй лётный прототип. Ещё 2 прототипа построены для статических и ресурсных испытаний. Сертификат типа получен 30 декабря 2003 года. Серийное производство Ту-334 предполагалось развернуть на Таганрогском авиазаводе, но по ряду причин организовать его там не удалось. В апреле 2002 года началась сборка первой партии на Луховицком авиазаводе, принадлежащем РСК "МиГ" (специально для Ту-334 построен новый цех). В том же году была заложена серия на киевском заводе "Авиант". Предполагается производство и на Казанском авиазаводе. Подписано соглашение с Ираном о лицензионном производстве самолёта в этой стране. В производстве комплектующих участвуют Казанский, Таганрогский и Ульяновский авиазаводы. В июле 2003 года для подвижения самолёта на рынок создано ЗАО "Национальный проект-334". Продажа первых 2 серийных самолётов ожидается в 2013 году. Ту-334 построен по аэродинамической схеме низкоплана с Т-образным хвостовым оперением. Крыло умеренной стреловидности (24° по линии четвертей хорд) с высоким аэродинамическим качеством, с развитой механизацией, оборудовано вертикальными аэродинамическими законцовками. В обшивке крыла применены катанные и прессованные детали длиной до 13 м. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой, оборудовано электродистанционной тормозной системой с автоматическим переключением её на форсированный режим остановки самолёта при прерванном полёте. Силовая установка состоит из 2 ТРДД Д-436Т1, размещённых на пилонах в хвостовой части. По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели BR.715 немецкоанглийского консорциума "БМВ-Роллс Ройс". Кабина пилотов аналогична кабине Ту-204. Комплекс пилотажно-навигационного оборудования интегрирует глобальную спутниковую систему определения местоположения (GPS) и инерциальную навигационную систему. Базовая компоновка пассажирского салона туристического класса рассчитана на 102 пассажира с шагом кресел 810 мм. Возможны различные альтернативные варианты. В настоящее время изготовлено 5 самолётов Ту-334. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|