Разработка дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-96-300 для замены Ил-62М началась в ОКБ им. С.В.Ильюшина в августе 1985 года. В разработке учитывался опыт, полученный при создании аэробуса Ил-86. Развитие гражданской авиации мира в 80-е годы характеризовалось тенденциями к стандартизации воздушных перевозок, повышению экономичности, улучшению характеристик по шуму на местности, улучшению комфорта пассажиров, повышению точности навигационного обеспечения полётов. Все это приходилось учитывать при проектировании. Для Ил-96 было разработано принципиально новое крыло с вертикальными законцовками. С целью снижения износа силовых элементов крыла и большей сопротивляемости самолёта болтанке разработана уникальная система демпфирования колебаний крыла с использованием специальных автоматических элеронов. По сравнению с Ил-86 фюзеляж был укорочен. Для снижения массы в конструкции планёра широко использованы композиционные материалы. Изначально система управления самолётом и двигателями была рассчитана на компьютер. От Ил-86 сохранён ряд элементов фюзеляжа, бытовое оборудование, горизонтальное оперение, приводы стабилизатора и руля направления. Топливная система разработана на основе топливной системы Ил-86, но в целях безопасности выполнена без электрических насосов в баках. Система обогрева топливных фильтров позволяет обойтись без противокристаллических присадок к топливу. Изготовление первого прототипа Ил-96-300 было завершено в 1988 году. Впервые он поднялся в небо 28 сентября с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе. К испытаниям (впервые в отечественной гражданской авиации) были подключены линейные пилоты ГА. Для них специально были организованы краткосрочные курсы в ЛИИ им. М.М.Громова. Серийное производство началось в 1992 году на Воронежском авиастроительном объединении. 29 декабря 1992 года был получен сертификат типа. Ил-96 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Крыло стреловидное (30° по линии четвертей хорд) с вертикальными аэродинамическими поверхностями на концах, имеет аэродинамическую и геометрическую крутки. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения диаметром 6,08 м, имеет две палубы: верхнюю пассажирскую и нижнюю грузовую. Пассажирская кабина рассчитана на 300 мест в туристическом классе (с салонами двух классов - 235) и разделена на 2 салона. Посадка пассажиров осуществляется сразу на верхнюю палубу через 3 двери. Салон штатно оборудован опускающимся экраном и проекционной установкой. В грузовом отсеке на нижней палубе возможна перевозка 16 контейнеров LD-3 или 8 грузовых поддонов P2. Шасси убирающееся четырёхопорное. Силовая установка состоит из 4 ТРДД ПС-90А (на Ил-96М - PW2337 американской фирмы "Прэтт энд Уитни"), расположенных на пилонах под крылом. Информационное поле кабины пилотов основано на 6 многофункциональных индикаторах на ЭЛТ. Система управления электродистанционная. Решением Коллегии МГА №10 от 26.01.1989 базовым предприятием по освоению самолёта было определено ЦУМВС. Позже к нему присоединилось Домодедовское ПО. Переучивание лётного состава было организовано на бале ОКБ им С.В.Ильюшина. 6 августа 1991 года создан первый лётный отряд во главе с В.Ф.Лашенским. В 1992 году был выполнен ряд технических рейсов в Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский. Затем начались коммерческие (грузовые) рейсы в Сингапур. 14 июля 1993 года Ил-96-300 совершил первый рейс с пассажирами на борту из Шереметьево-2 в Нью-Йорк (командир экипажа В.И.Перепелица). С 1993 года начались регулярные рейсы в Сингапур, Лас-Пальмас, Нтю-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио; с 1994 - в Бангкок, Лос-Анжелос, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паоло; с 1996 - в Гавану, Ханой; с 1997 - в Сантьяго, Лиму. Первоначально освоение самолёта шло быстрыми темпами, но после 1991 года сильно замедлилось из-за развала страны и глубокого кризиса, охватившего экономику. Всего изготовлено 28 самолётов всех модификаий. Они эксплуатируются российскими авиакомпаниями "Аэрофлот", "Домодедовские авиалинии", "КрасЭйр", "Полёт", "Россия". 3 самолёта поставлены на Кубу. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|