Разработка турбовального двигателя ГТД-350 для вертолёта Ми-2 началась в ОКБ-117 под руководством С.П.Изотова в 1959 году. Разработка столь малого газотурбинного двигателя была совершенно новой задачей для ОКБ. В процессе проектирования был применён метод поузловой доводки с использованием экспериментальных установок, разработаны методики расчёта и проектирования малоразмерных лопаточных аппаратов, конструктивные мероприятия по демпфированию гибких высокооборотных роторов. Первые образцы двигателя были изготовлены в 1961 году. 22 сентября 1961 года прототип Ми-2 с 2 двигателями ГТД-350 совершил первый полёт. По результатам испытаний в конструкцию силовой установки внесли изменения: двигатели для удобства обслуживания были раздвинуты в стороны, что повлекло за собой переделку трансмиссии. В 1963 году двигатель прошёл государственные испытания. Серийное производство (вместе с редуктором ВР-2) началось на заводе концерана PZL в городе Жешув (Польша) в 1964 году. Для организации производства из Советского Союза были поставлены материалы и оборудования, направлены специалисты. ГТД-350 является малоразмерным газотурбинным двигателем и состоит из осецентробежного компрессора (7 ступеней осевых, 1 центробежная), одноступенчатой турбины компрессора, двухступенчатой свободной турбины и промежуточного редуктора. В процессе производства двигатель постоянно дорабатывался. Первоначально его ресурс составлял 200 часов. Советские конструкторы увеличили его до 500 часов. Дальнейшие работы в этом направлении проводили польские конструкторы. Сначала они довели ресурс до 750 часов, затем - до 1000 часов. Технические харктеристики
Литература
|